ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК |
ОХОТА НА "БИСМАРКА":
9. СОСТОЯНИЕ ОСТАНКОВ "БИСМАРКА"РОБЕРТ ДАЛЛАРД
СОСТОЯНИЕ ОСТАНКОВ
Башни орудий главного калибра во время гибели корабля, когда он переворачивался и тонул, были сорваны своим весом и лежат сейчас на грунте вверх дном. Башни орудий других калибров и зенитные установки уцелели и находятся на своих штатных местах. И носовая, и кормовая боевые рубки, а также ходовой мостик, несмотря на очень тяжелые повреждения, находятся на своих местах. Винты также уцелели, их отчетливо видно. Среди многочисленных обломков, окружающих корпус, видны фок-мачта, грот-мачта, дымовая труба, дальномеры и многое другое.
Исходя из того факта, что большая часть предметов на палубе, а также деревянная дубовая палуба, прекрасно сохранились, можно смело утверждать, что останки сохранятся на протяжении по меньшей мере нескольких сот лет.
|
Останки "Бисмарка" находятся в прекрасном состоянии. |
ЮРИДИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Согласно международному законодательству, останки Бисмарка, потопленного в международных водах, считаются собственностью страны происхождения и пользуются статусом военного захоронения.
После того, как линкор был найден, правительство Германии опубликовало следующее заявление: «Федеративная Республика Германии обьявляет себя собственником линкора Бисмарк. Любые проникновения внутрь корпуса, а также попытки поднять корпус либо его части, требуют предварительного согласования с правительством ФРГ. В других случаях какие-либо работы с, или в, останках кораблей, погибших в ходе боевых действий на море во время Второй мировой войны, были категорически запрещены, так как эти корабли могут хранить в себе останки погибших моряков. Правительство считает своим долгом сохранить покой тех, кто погиб на борту линкора, выполняя свой воинский долг. По долгу и духу международных морских обычаев, мы рассматриваем линкор, как братскую могилу погибших на нем моряков и требуем должного уважения к их останкам».
|
Вид сверху, сделанный с помощью МИР и компьютера. |
ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЭКСПЕДИЦИИ
НИС «Академик Келдыш». Это судно уже вошло в историю. "Титаник" и "Бисмарк" – и оба найдены на дне и обследованы с борта российского корабля. Символика какая-то, что-ли? |
После экспедиции 1989 года, наступил перерыв до 2001 года, когда с 5 по 14 июня на месте гибели линкора работала экспедиция организации Deep Ocean Expeditions (DOE), возглавляемой австралийцем Майклом МакДоуэллом. На этот раз на линкор уже спустились люди. Экспедиция работала на борту российского НИС «Академик Келдыш» водоизмещением 6240 тонн, имевшего два глубоководных аппарата МИР. Эти аппараты использовались в свое время для погружения на Титаник, их рабочая глубина 6000 метров, экипаж три человека – штурман-водитель и два научных сотрудника. На останки вышли по данным, полученым в ходе экспедиции, обнаружившей линкор. В составе экспедиции были выжившие члены экипажа Бисмарка Генрих Кюнт и Хайнц Стиг, а также Председатель Братства моряков Бисмарка, Дитер Хейтманн. Были и два немецких эксперта, устроивших на борту судна компьютерную лабораторию, в которой была создана трехмерная графическая модель линкора согласно чертежам и планам. Помощь этих двух была просто неоценимой, когда дело дошло до точного определения тех или иных обломков.
Глубоководный аппарат МИР над "Бисмарком". Первый свет на палубе за 60 лет. |
Над останками линкора на борту НИС «Академик Келдыш» состоялась церемония почтения памяти погибших на немецком и английском языках. Затем состоялась соответствующая церемония отдания воинских почестей согласно Уставу ВМФ Германии. От имени военных моряков других держав, присутствовавших на борту (США, Британия, Франция и Россия), выступил с речью доктор Дон Уолш. На следующий день, когда экспедиция покидала место гибели Бисмарка, состоялась короткая церемония прощания. На корпус линкора опустили мемориальную доску, изготовленную на верфи Блом унд Фосс. На борту находились тв и кино группы от IMAX, National Geographic и German group. Присутствовала и группа журналистов. Было совершено 8 двойных погружений (двойных – погружались оба аппарата), останки линкора посетили 24 человека. Кроме представителей СМИ и киностудий, заплативших за право участвовать в экспедиции, на борту находилось еще три человека, также оплативших право, как частные лица. Понятно, что оплатить участие в столь дорогостоящем предприятии под силу только очень и очень богатым людям.
Останки "Бисмарка". |
Экспедиция DOE работала с разрешения правительства Германии, останкам линкора и погибших были оказаны должные уважение и почести. Никоим образом не были повреждены или тронуты останки линкора, никаких предметов не поднималось, велось только фотографирование.
В начале июля того же 2001 года была организована еще одна экспедиция под руководством Дэвида Мирнс, Blue Water Recoveries, на этот раз чтобы найти жертву Бисмарка, могучий линейный крейсер Худ. Заодно и посетить останки Бисмарка. Экспедиция была поддержана рядом организаций ветеранов Великобритании, Министерством обороны, Ассоциацией корабля его Величества Худ и конечно-же Братством моряков Бисмарка. Экспедиция вышла в море на НИС Northern Horizon, для подводных работ на судне имелся аппарат дистанционного управления (кабель) Magellan 725. Аппарат оборудован сонаром, видео и фото камерами, мощными прожекторами. 9 июля были отсняты останки Бисмарка и на корпус линкора опустили памятную доску, в которую был помещен компакт-диск с так называемым Свитком Славы, на котором записаны имена всех погибших на борту линкора. 20 июля экспедиция обнаружила останки линейного крейсера Худ.
БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ПО СТАТЬЕ:
4. "БИСМАРК" В ДАТСКОМ ПРОЛИВЕ
5. "БИСМАРК" ОТРЫВАЕТСЯ ОТ ПОГОНИ
7. ОПЕРАЦИЯ "РЕЙHБУHГ": ВЫВОДЫ
8. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНКОРОВ
10. ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ "БИСМАРКА"
Вернуться в
ЛИНКОР "БИСМАРК"Вернуться в
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИВернуться в
МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮВернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮВернуться в
КАРТУ САЙТА