ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК |
ОХОТА НА "БИСМАРКА":
2. ВЫХОД
В 10.00 утром 18-го мая Лютьенс прибыл на борт Принца Ойгена, где провел смотр экипажа. После чего в штабе эскадры на борту Бисмарка было проведено оперативное совещание, в ходе которого адмирал ознакомил командиров кораблей Эрнста Линдеманна и Хельмута Бринкманна с планом предстоящего рейда. Решено было, что если погода будет благоприятной (в смысле – плохой, с ограниченной видимостью), корабли проследуют на север для дозаправки топливом в Вейссенбурге, без захода в Корсфьорд (ныне Кроссфьорд). И затем проследуют в Датский пролив между Исландией и Гренландией.
В полдень линкор отошел от стенки под торжественные звуки флотского оркестра и встал на рейде для принятия на борт снабжения и дозаправки топливом. Операция Рейнбунг началась! Во время рейдовой бункеровки порвался шланг, и Бисмарк недобрал около 200 тонн топлива до полной загрузки, хотя это было и не страшно. В 21.00 Принц Ойген выбрал якорь. Бисмарк вышел в 02.00 ночи 19 мая, корабли раздельно проследовали до места рандеву у острова Рюген. В полдень 19-го они встретились, и только тогда по системе судовой трансляции командир Бисмарка сообщил экипажу цель их выхода. После чего корабли легли курсом на вест, сопровождаемые эсминцами Z-23 (командир Фридрих Бюхме) и Z-16 Friedrich Eckoldt (командир Альфред Шеммель). В 22.30 к ним присоединился эсминец Z-10 Hans Lody (командир Вернер Пфейфер), имевший на борту командующего 6-й флотилией Альфреда Шульце-Хинриха. В ночь с 19 на 20-е мая корабли прошли Большим Бельтом, закрытым для гражданских судов, и утром 20-го подошли к Каттегату.
Не знаю, на что расчитывало командование флота, но само собой, в Каттегате 20 мая этих грозных красавцев не видел только слепой или ленивый. Видимость была хорошей, и масса датских и шведских рыболовных суденышек вволю налюбовалась видом германской эскадры. Ну, а в 13.00 их заметил шведский крейсер Готланд (командир Агрен), сообщивший об увиденном в Стокгольм. Лютьенс ни минуты в таком докладе и не сомневался, о чем немедленно поставил в известность штаб Северной Группы, командный пункт в Вильгельмсхафне, радиограммой, отправленной в 17.37. Не надо было быть семи пядей во лбу, чтобы угадать дальнейшее – коль скоро в Стокгольме узнали о прохождении Каттегата Бисмарком и Принцем Ойгеном, то это событие почти сразу-же перестало быть секретом и для Лондона.
Новость сообщили британскому военно-морскому атташе Генри Дэнхэму, и в тот-же день соответствующая депеша умчалась в Лондон. Дэнхэм сообщал: «Каттегат, сегодня, 20 мая. В 15.00 два больших военных корабля в сопровождении 3-х эсминцев, пяти судов-снабженцев и 10-12 самолетов, прошли Марстранд курсом на северо-восток. Сообщение отправлено в 20.58 20-го».
Пока Стокгольм придерживался таким образом дружественного нейтралитета, в 16.15 к эскадре присоединилась 5-я флотилия тральщиков под командованием капитан-лейтенанта Рудольфа Лелля. Задача флотилии – расчистить путь в минных полях Каттегата. На закате солнца 20-го корабли были на выходе из Скагеррака, вблизи Кристиансанда. Виго Аксельсен, участник Норвежского Сопротивления, в это время их и заметил, немедленно сообщив о том англичанам. В ночь с 20 на 21-е мая корабли легли курсом на север.
"Бисмарк" следует в Норвегию – фото с тральщика 5-й флотилии. |
"Бисмарк" подходит к фьордам – фото с крейсера "Принц Ойген". |
Получив все эти сообщения, Британское Адмиралтейство распорядилось усилить воздушное наблюдение в районе предполагаемого нахождения замеченных кораблей. Приблизительно около 9-ти утра корабли вошли в Корсфьорд. Предполагалось вообще не заходить в порты или фьорды Норвегии, но хорошая с точки зрения мирного времени погода спутала планы. Лютьенс решил отстояться в Корсфьорде, а с наступлением ночи двигаться дальше. На корабли прибыли лоцманы, и где-то в полдень линкор встал на якорь в Гримстадтфьорде на расстоянии 250-500 метров от берега, Принц Ойген проследовал в бухту Кальванес, где также встал на якорь, прикрытый с обеих бортов судами-снабженцами – от возможных торпедных атак.
Знаменитое фото, сделанное пилотом истребителя "Спитфайр" Майклом Саклин 21 мая 1941 года. "Бисмарк" на фото – крайний справа, впереди встали три транспорта, как защита от возможной торпедной атаки. |
"Принц Ойген" в бухте Калванес. |
В 11.00 21 мая англичане – Командование береговой обороны, если быть точным, отправили на разведку истребитель Спитфайр, который пилотировал лейтенант Майкл Саклин. Разведчик вылетел с аэродрома в Шотландии. В 13.15 лейтенант заметил и сфотографировал корабли, стоявшие в Корсфьорде, с высоты 8000 метров. В 14.15 истребитель вернулся на базу. Британское Адмиралтейство получило все необходимые доказательства планируемого рейда, уже и визуально.
Да, не повезло немцам с погодой. Хотя виновато не только небо. Германское командование почему-то сочло, что следование Кильским каналом, на которое ушло-бы два дня, никак их не устраивало. А между тем в Кильском канале они могли-бы остаться незамеченными, во всяком случае, шанс был куда большим. Я не военно-морской стратег, я всего лишь офицер запаса, командир БЧ-1 подводной лодки, но мне кажется, германские адмиралы могли-бы догадаться, что рейд уже провалился. Даже не зная о норвежском наблюдателе и разведывательном полете, исходя из факта обнаружения их шведским крейсером и параде, который они устроили для рыбаков, можно было, и нужно, определить ситуацию, как понятную для англичан. И что, трудно было догадаться о последствиях?
Тем временем уже обреченные Бисмарк и Принц Ойген занялись малярными работами, закрасив камуфляжную окраску, необходимую при плавании в узкостях Балтики, на серо-стальной окрас океанского рейдера. Крейсер заодно дозаправился топливом с танкера Воллин, приняв 2500 тонн. Бисмарк дозаправки не сделал, что, как выяснилось позже, было ошибкой.
В 19.30 рейдеры выбрали якоря, и в это-же время разведгруппа штаба на линкоре получила шифровку от командования, из котрой следовало, что англичане привели в состояние боевой готовности свою авиацию и будут искать два линкора и три эсминца немцев, следующие в северном направлении. Но машина была уже запущена. Как в машинных отделениях линкора и крейесра, так и в штабах. Что-либо остановить было уже нельзя, все участники драмы шли к своей судьбе. Около 8-ми вечера пять германских кораблей вышли из фьорда, и в 23.40 легли на курс 0 градусов, строго на север.
Обратимся теперь к англичанам и посмотрим, чем они занимались, что предполагали и к чему готовились. Немедленно по получении первых данных о рейдерах, командующий флотом метрополии, адмирал Сэр Джон Товей, попытался разгадать, что это там немцы замышляют. Тяжелым крейсерам Саффолк и Норфолк под командованием контр-адмирала Уильяма Уэйк-Уокера было приказано отправиться на патрулирование Датского пролива. Во второй половине того-же дня были получены фотографии, сделанные удачливым лейтенантом Майклом. Корабли на фото определили, как один линкор класса «Бисмарк», и один тяжелый крейсер класса «Хиппер». Англичане поняли, что дело принимает нешуточный оборот, и не стали тратить время на раскачивание – линейному крейсеру Худ, линкору Принц Уэльский, эсминцам Ашате, Антилопа, Энтони, Эко, Электра и Икарус, под общим командованием вице-адмирала Ланселота Холланда, державшего флаг на Худе, было приказано немедленно следовать на Хвальфьорд, Исландия, для защиты подходов к Исландии с севера и с юга.
БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ПО СТАТЬЕ:
4. "БИСМАРК" В ДАТСКОМ ПРОЛИВЕ
5. "БИСМАРК" ОТРЫВАЕТСЯ ОТ ПОГОНИ
7. ОПЕРАЦИЯ "РЕЙHБУHГ": ВЫВОДЫ
8. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНКОРОВ
10. ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ "БИСМАРКА"
Вернуться в
ЛИНКОР "БИСМАРК"Вернуться в
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИВернуться в
МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮВернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮВернуться в
КАРТУ САЙТА