ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК |
ОХОТА НА "БИСМАРКА":
7. ОПЕРАЦИЯ "РЕЙHБУHГ": ВЫВОДЫУЦЕЛЕВШИЕ
|
Поверхность воды усыпана головами моряков Бисмарка. А еще эта поверхность покрыта нефтяной пленкой от вытекающего топлива... |
Через час после того, как линкор затонул, Дорсетшир подобрал 86 моряков, эсминец Маори – еще 25.
Температура воды была 13 градусов. Есть сравнительная таблица температуры воды и среднестатистического срока жизни человека в воде при данной температуре до необратимого переохлаждения. Цифры неутешительные. Лучше в воду не попадать. Средний срок жизни человека в воде с температурой 13 градусов – 1-2 часа, максимум 6.
|
Поднимаются на борт Дорсетшира. Большинство - не поднялось, англичане ушли, побоявшись атак немецких субмарин. Была ли эта боязнь оправданной? |
Поднимать остальных англичане не стали, опасаясь атак немецких подводных лодок по неподвижным целям, в какие английские корабли и превратились-бы, займись они спасением немцев. Ну, не знаю… Англичане утверждали, что лодки там были, немцы-же спасли еще троих уцелевших через несколько часов после гибели Бисмарка и ухода англичан – подводная лодка U-74 (командир Эйтель-Фридрих Кентрат) подобрала их, похоже, по наводке самолета-разведчика Фокке-Вульф, кружившего над местом последнего боя. На следующий день, 28 мая, германское гидрометереологическое судно Сашенвальд подобрало еще двоих. Тяжелый крейсер ВМФ Испании Канариас в 11.40 27 мая вышел из порта Эль Феррол на поиски уцелевших, 30 мая с крейсера заметили, и подобрали, тела двух моряков, погибших от переохлаждения и шока.
|
Уцелевшие моряки "Бисмарка" сходят на берег, Шотландия. |
31 мая на крейсере состоялась торжественная церемония предания морю останков немецких моряков.
|
Траурная церемония на борту испанского крейсера "Канариас". |
Таким образом, из более 2200 матросов и офицеров Бисмарка, выжило всего 116 человек.
Немцы подняли свою авиацию и бросили ее на поиски и атаку кораблей адмирала Товея, пытаясь, видимо, хоть как-то отомстить. 28 мая немцы обнаружили и атаковали эсминцы Тартар и Машона. Бомба попала в Тартар, эсминец затонул, унеся с собой 46 человек. 170 человек спас эсминец Машона. Больше никаких происшествий на пути англичан домой не было.
|
Командир "Дорсетшира" Бенджамин Мартин (справа), отдавший приказ уйти с места гибели линкора, не поднимая оставшихся. |
ОПЕРАЦИЯ "РЕЙНБУНГ": ВЫВОДЫ
Хотя ему и отдавали должное как блестящему флотоводцу, Лютьенса тем не менее часто и несправедливо критиковали за его решения в ходе операции Рейнбунг. Сегодня, конечно, легко рассуждать и говорить, как надо было. А надо не говорить как надо, а постараться поставить себя на место адмирала в то время и при тех обстоятельствах. Не забывая, что и радары были несовершенны, и связь грешила – ею вообще лучше было не пользоваться, чтобы не запеленговали, и тем самым, ситуация для Лютьенса во многом была неясной, слишком мало данных.
И немцы, и англичане, сделали немало именно критических ошибок – не сделай кто-то хоть одну ошибку, все дело могло повернуться совсем другим образом.
|
Схема прохождения операции "Рейнбунг". |
Операция Рейнбунг провалилась еще на первом этапе, 20 мая. В тот день корабли были замечены множеством людей, и в том числе шведским крейсером. Разведка англичан и всегда слепотой не отличалась, а уж в годы Второй мировой тем более. После Каттегата Бисмарк и Принц Ойген были опутаны сетями наблюдения – самолеты и цепкие глаза разведчиков, радиоперехваты и утечка информации. А вот немецкая разведка, наоборот, была совсем даже не на высоте. Очень плохо было поставлено взаимодействие с подводным флотом, что тоже сыграло свою роль. И даже при всех «против» Бисмарк, скорее всего, ушел-бы, не случись этого рокового попадания торпеды в корму и повреждения рулей. Единственным элементом трагедии, где уместна не критика, а исключительно похвалы, был экипаж линкора. Его действия были безупречными во всех отношениях, а в конце – так просто героическими.
Потеря Бисмарка была для Кригсмарине тяжелейшим, хотя и далеко, конечно, не смертельным ударом. После потери Бисмарка немцы уже не решались на надводное рейдерство, положившись на свой подводный флот. Который, заметим, весной 43-го потерпел сокрушительное поражение. На смену линкорам стремительно шли авианосцы, и даже в потоплении Бисмарка решающей соломинкой оказался рейд торпедоносцев с авианосца Арк Ройял, а уж классические артиллерийские корабли не так топили в классическом бою другой классический корабль, как добивали то, что начали торпедоносцы.
Эпоха линкоров давно кончилась, но до сих пор гибель одного из последних могикан эры линкоров, грозного красавца Бисмарка, остается для многих людей захватывающей и страшной легендой, примером доблести и мужества тех, кто навсегда остался в останках кораблей, устлавших дно Мирового океана.
БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ПО СТАТЬЕ:
4. "БИСМАРК" В ДАТСКОМ ПРОЛИВЕ
5. "БИСМАРК" ОТРЫВАЕТСЯ ОТ ПОГОНИ
7. ОПЕРАЦИЯ "РЕЙHБУHГ": ВЫВОДЫ
8. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНКОРОВ
10. ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ "БИСМАРКА"
Вернуться в
ЛИНКОР "БИСМАРК"Вернуться в
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИВернуться в
МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮВернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮВернуться в
КАРТУ САЙТА