ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК |
ОХОТА НА "БИСМАРКА":
3. В ДАТСКИЙ ПРОЛИВ22 мая погода ухудшилась (или улучшилась, смотря с какой точки зрения). Всю ночь немцы шли на север, во главе колонны следовали эсминцы, замыкал ее Принц Ойген. В 04.20 утра эсминцы повернули и легли курсом на восток, на Трондхейм. Линкор и крейсер остались на прежнем курсе, следуя со скоростью 24 узла. В 12.37 на кораблях сыграли подводную и воздушную тревогу, некоторое время они следовали противолодочным зигзагом. После отбоя тревоги опять приступли к макияжным работам – закрасили серым верх орудийных башен главного и других калибров, свастики на главной палубе прикрыли брезентом, чтобы затруднить опознавание кораблей с воздуха. Затем корабли изменили курс и направились прямиком к Датскому проливу. Погода стояла чудесная – густой туман, морось, низкая облачность, пришлось даже включить прожектора, чтобы не оторваться друг от друга. Появился шанс проскочить в Атлантику незамеченными.
В 20.00 адмирал Товей получил разведданые, из которых следовало, что германские корабли покинули берега Норвегии. Не тратя ни минуты времени, адмирал перенес флаг на линкор Кинг Георг V, и вышел на нем из главной базы Королевских ВМФ в Скапа-Флоу, прихватив с собой авианосец Викториес, легкие крейсеры Кения, Галатея, Аврора, Нептун и Гермион, эсминцы Эктив, Ингелфилд, Интрепид, Лэнс, Пунджаб и Виндзор. Линейный крейсер Рипалс находился в Клайде, и должен был присоединиться к эскадре позже. Англичане, как видим, не теряли времени, не жалели сил и не испытывали недостатка в решительности. Лучше пересолить, чем недосолить! Как выяснилось позже, не пересолили, как раз в меру получилось. И если-бы адмиралу Товею требовалось согласовать предпринимаемые меры с Политбюро или лично с товарищем, то он-бы Бисмарк до сих пор ловил.
В ночь с 22 на 23 мая, получив все доклады по развитию ситуации, Черчилль телеграфировал Рузвельту: «Вчера, 21-го мая, Бисмарк и Принц Евгений в сопровождении 8-ми судов-снабженцев находились в Бергене. Низкая облачность не позволила организовать воздушный налет. Сегодня выяснилось, что они вышли в море. Предполагаем, что противник собирается провести широкомасштабный рейд в Атлантике. Если мы их потеряем, то ваш ВМФ наверняка сможет обнаружить их и поделиться данными с нами. В настоящее время их преследуют Кинг Георг V, Принц Уэльский, Худ, Рипалс, авианосец Викториес и вспомогательные корабли. Если вы поделитесь с нами данными о их местонахождении, нам останется доделать дело». Вот так вот. Дружественно-нейтральная Швеция немедленно докладывает о замеченных кораблях, недружественные, но все-таки нейтральные, США, готовы использовать свои ВМФ для помощи англичанам. Я не говорю про Рейх, но Бисмарку можно только посочувствовать.
23 мая погода осталавось прекрасной, радующей глаз и душу немцев. Вечером в 18.11 с рейдеров заметили силуэты кораблей с правого борта, но быстро разобрались, что это были айсберги, обычные для этих широт и времени года. Рейдеры подошли к кромке льда, и легли на курс 240 градусов. А в 19.22 корабли немцев обнаружил крейсер Саффолк, на дистанции 7 миль. В Адмиралтейство полетела радиограмма: «Вижу линкор и крейсер по пеленгу 020, дистанция 7 миль, они следуют курсом 240 градусов». Бисмарк и Принц Ойген тоже не ослепли, и англичан заметили, однако утопить некстати выскочивший крейсер помешала та-же погода – англичане юркнули в туман.
Час спустя, в 20.30, с Бисмарка обнаружили крейсер Норфлок, и на этот раз время не теряли, немедленно открыв огонь. Сделали пять залпов, три из которых почти накрыли англичан, сбив их с курса и повредив взрывной волной палубу. Прямых попаданий не было, да и Норфлок не хотел как-то их дожидаться, а потому англичане выставили дымовую завесу и поспешно убрались из видимости показавшего зубы линкора.
Крейсеры англичан заняли позицию со стороны кормы немцев, Саффолк (вооруженный новым типом радара 284) по правому борту, Норфолк (имевший на борту страый радар типа 286М) - по левому. Крейсеры, по замыслу, должны были отслеживать немцев, сообщать в штаб их и свою позиции и ждать подхода главных сил, которым не придется искать туман или напускать своего дыма.
А вот радар FuMO 23 Бисмарка вышел из строя, тот, который находился в носовой части. Что-то в нем повредилось после залпов носовых орудийных башен главного калибра. Исходя именно из этого, Лютьенс приказал изменить ордер, и вперед вышел Принц Ойген, чей радар FuMO 27 не пострадал и находился в рабочем состоянии. Принц Ойген должен был отслеживать противника, а Бисмарк – крушить его залпами своих могучих орудий. На следующий день эта перемена строя доставила англичанам много хлопот.
Итак, к исходу 23 мая определилось два возможных варианта дальнейших действий. Лютьенс мог последовать своему собственному недавнему примеру, развернуться на обратный курс и следовать в Норвежское море, чтобы там осуществить дозаправку топливом с танкера Вейссенбург. Именно так он поступил, командуя Шарнхорстом и Гнейзенау. Тогда главным силам англичан - линейному крейсеру Худ, линкору Принц Уэльский, эсминцам Ашате, Антилопа, Энтони, Эко, Электра и Икарус, пришлось-бы возвращаться в Скапа-Флоу, не солоно хлебавши.
Британский линейный крейсер "Худ" ("Hood"). |
Однако Лютьенс выбрал второй вариант – прорыв в Атлантику под покровом наступающей ночи. Да и погода благоприятствовала. Лютьенс допустил две ошибки – первая, он считал, что главные силы еще далеко (тут ему «помогли» разведсообщения из Центра), хотя они были уже на подходе, вторая – он совершенно напрасно подумал, что радары англичан недостаточно эффективны, чтобы обеспечить его отслеживание. В своем стремлении вырваться на просторы Атлантики он забыл о осторожности, а вот англичане оказались на высоте и ничего того, что можно было сделать, не упустили и не пропустили.
Где-то около 10-ти вечера Бисмарк подвернул, пытаясь вывести Саффолк на дистанцию эффективного залпа, однако англичане мгновенно отреагировали, отступив на безопасную дистанцию. Бисмарк вернулся в строй, и немцы пошли на прорыв.
БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ПО СТАТЬЕ:
4. "БИСМАРК" В ДАТСКОМ ПРОЛИВЕ
5. "БИСМАРК" ОТРЫВАЕТСЯ ОТ ПОГОНИ
7. ОПЕРАЦИЯ "РЕЙHБУHГ": ВЫВОДЫ
8. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНКОРОВ
10. ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ "БИСМАРКА"
Вернуться в
ЛИНКОР "БИСМАРК"Вернуться в
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИВернуться в
МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮВернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮВернуться в
КАРТУ САЙТА