ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

АВИАНОСЦЫ

часть 3


В начале августа 1942 г. США решили устранить угрозу изоляции Австралии, возникшую в мае после захвата японцами островов Тулаги и Гуадалканал и строительства там авиабаз. Острова были отбиты 7 августа молниеносным десантом 1-й дивизии морской пехоты, и через несколько дней с взлётной полосы на Гуадалканале, позднее превратившейся в авиабазу Гендерсон Филд, стали взлетать истребители и бомбардировщики США. Эта авиабаза разрушила планы японского командования по строительству оборонительного периметра на Соломонах, и началось одно из наиболее жестоких и длительных морских сражений Второй Мировой – «Битва за Гуадалканал». Следующие четыре месяца превратили этот район в кладбище транспортов с подкреплениями, кораблей и самолётов, но нас интересуют сражения авианосцев, произошедшие в рамках этой битвы. 23 августа с о. Трук к Гуадалканалу вышли все корабли, которые смог собрать Ямамото. В ближнем прикрытии конвоя шёл «Рюдзё», дальнее осуществляли эскадры во главе с «Сёкаку» и «Дзуйкаку», АВЭ «Таё» прикрывал линкоры, а «Дзуньё» оставался в резерве. Нимиц смог направить в район лишь «Сару», «Энтерпрайз» и «Уосп», но последний как раз отошёл на дозаправку. Два американских АВ имели на борту 176 палубных самолётов против 177 японских палубников. Первым 24 августа был потоплен «Рюдзё», истребители которого в это время штурмовали авиабазу, затем был сильно повреждён гидроавианосец «Титосэ». Но и японские палубники с «журавлей» повредили «Энтерпрайз» тремя попаданиями авиабомб, в результате авианосцы США стали отходить, переправив большую часть самолётов с «Энтерпрайза» на Гуадалканал. Японский флот, имевший существенный перевес в линкорах и крейсерах, имел шанс добиться решительной победы, но упустил его. Ямамото отвёл флот прикрытия, а на следующий день, 25 августа, американские палубники, взлетая с Гендерсон Филд, сильно потрепали конвой с десантом. Затем очередной жертвой стал «Уосп», поврежденный 15 сентября у о. Сан Кристобаль (к югу от Гуадалканала) японской подводной лодкой I-19 и добитый ЭМ сопровождения. Следующая битва авианосцев у Гуадалканала произошла в конце октября. Теперь компанию «журавлям» в ближнем прикрытии очередного десанта составлял «Дзуйхо», и опять-таки, он был выведен из строя первым. Уже 25 октября 1942 г. у островов Санта-Круз, получив 15-м пробоину в лётной палубе и загоревшись, он был вынужден бежать. Но самолёты с «журавлей», «Дзуйхо» и «Дзуньё» 26 октября поймали «Хорнет» и в ходе нескольких атак всадили в него 3 торпеды и 7 бомб. Ещё как минимум 2 бомбы взорвались на 2 самолётах, пошедших на таран в первой атаке. Разбушевавшийся пожар вынудил снять с него команду, и на следующий день «Хорнет» был добит совместными усилиями американских и японских эсминцев. «Энтерпрайз» и несколько других кораблей США также были повреждены, но и «Сёкаку» получил тяжелые повреждения. «Дзуйхо» горел. На двух оставшихся японских АВ почти не осталось самолётов, и они начали отход. Атака Гуадалканала опять закончилась неудачей.

Взрыв авиабомбы по правому борту «Энтерпрайза» (CV-6), на юте видны повреждения от предыдущего попадания, 24 августа 1942 г.
«Хорнет» (CV-8) утром 26 октября 1942 г. «Кэйт» проходит над палубой после сброса торпеды. Один «Вэл» уже вышел из пикирования, второй через мгновенье протаранит «остров» и лётную палубу.

В результате этих боёв к концу 1942 г. США имели в строю на ТО ТВД всего 1 авианосец. «Сара», получившая торпеду с японской ПЛ через неделю после битвы у островов Санта-Круз, ушла на ремонт, а повреждённый «Энтерпрайз» оставался в море как перевалочная база для истребителей, следующих на Гуадалканал. Вести морские бои без авиационного прикрытия было бессмысленно. Положение Японии на театре выглядело лучше: в строю и в состоянии мелкого ремонта были 4 АВ («Сёкаку», «Дзуйкаку», «Дзюньё» и «Хиё»), 2 АВЛ («Дзуйхо» и только что принятый на вооружение «Рюхо»), и 3 АВЭ, не считая армейских. Но за лето и осень были потеряны лучшие, наиболее опытные пилоты, и потому Япония тоже взяла передышку в «решительных морских сражениях». И Япония, и США напрягали силы, пытаясь нарастить «воздушные мускулы» флотов перед грядущими сражениями, а тем временем бросали пехоту и авиацию в «мясорубку на Гуадалканале» и не менее кровавую «мясорубку на Новой Гвинее». Всё более ожесточалась подводная война, а деятельность надводных кораблей в основном ограничивалась наскоками эсминцев и крейсеров на вражеские конвои и плацдармы. Да ещё появившиеся на ТО ТВД американские АВЭ постоянно подкрепляли островные авиабазы самолётами и лётчиками.

США, обладавшие неизмеримо большим промышленным потенциалом и людскими ресурсами, начали выигрывать в этой гонке. В январе 1943 г. на Тихий океан прибыли 3 АВЭ класса «Сэнгамон», уступавшие японским АВЛ «Дзуйхо» и «Рюхо» лишь в скорости хода. 31 декабря 1942 г. был введён в строй «Эссекс», а 17 февраля, – второй из серии, получивший легендарное имя «Лексингтон» (подробнее см. статью «Авианосцы типа Эссекс»). К весне были достроены 3 АВЛ нового типа: головной «Индепенденс» и последовавшие за ним «Принстон» (CVL-23, 25 февраля) и «Белло Вуд» (CVL-24, 22 марта). С июня - июля 1943 г., когда в Пёрл-Харбор прибыли «Эссекс» и «Индепенденс», флот США стал получать по одному авианосцу в месяц! К концу войны на ТО ТВД было сосредоточено 16 АВ класса «Эссекс» и 8 АВЛ класса «Индепенденс», не считая многочисленных АВЭ классов «Боуг», «Сэнгамон» и «Касабланка».

«Эссекс» (CV-9) 20 марта 1943 г. На юте истребители F6F-3, пикировщики SBD-4, слева счетверённая 40-мм зенитка.

Япония тоже напрягала все производственные мощности. В дополнение к заложенному ещё в июне 1941 г. «Тайхо» 1 августа 1942 закладкой киля «Унрю» была начата новая серия авианосцев. В отличие от предыдущих, эти АВ уже не предназначались для действий без эскорта. Бронирование и вооружение были ослаблены, зато численность авиагруппы и скорость постройки увеличились. Несмотря на это, ни один АВ из этой серии так и не принял участия в боях: к осени 1944 г. уже просто не хватало лётчиков. «Унрю» был завершен постройкой первым, 6 августа 1944 г., но так и не успел получить авиагруппу. 15 декабря 1944 г. он вышел из ВМБ Сасебо с грузом катеров-торпед для отрядов смертников, но 19 декабря был перехвачен ПЛ SS-395 «Рэдфиш», взорвался и затонул после попадания 3 торпед. Последним введенным в строй АВ Японии стал именно «Тайхо» (7 марта 1944 г.). Это был самый совершенный японский АВ: бронированные лётная и две ангарные палубы были интегрированы в броневую и силовую структуру корпуса, причём специальная конструкция бака и палубы обеспечивали выпуск самолётов даже в штормовых условиях. Мощная силовая установка обеспечивала ход в 34 узла. Большой «остров» по правому борту с изогнутой дымовой трубой делал его совершенно непохожим на предшественников и позволял рационально разместить многочисленное зенитное вооружение и антенны РЛС. Два скоростных лифта обслуживали мощную авиагруппу – до 84 самолётов.

«Тайхо»

Поскольку Япония не могла рассчитывать на быструю достройку ранее заложенных АВ, началась вторая волна спешной перестройки имевшихся судов и кораблей в авианосцы. Так, уже осенью 1942 г. после очередных неудачных попыток задействовать гидроавианосцы в битвах за Соломоны, вернулись в доки для перестройки в АВЛ «Титосэ» и «Тиёда»: теперь они по проекту должны были нести по 15 истребителей A6M2 и по 15 новейших пикировщиков D4Y1. Вступили в строй «Титосэ» и «Тиёда» лишь к началу 1944 г., и карьера их в новой роли оказалась недолгой. Ещё более «сумасшедшей» попыткой усилить авианосный флот стала переделка двух дредноутов постройки ещё периода Первой Мировой, – «Исэ» и «Хьюга», – в ЛКАВ (линкоры-авианосцы). Побудительными причинами стали появление летом 1942 г. перспективного поплавкового истребителя Каваниси N1K1 «Рекс» и потребность в истребительном прикрытии линкоров. И вот «Исэ» и «Хьюгу» загнали в доки, где с них демонтировали кормовые башни главного калибра, а на их месте разместили ангары на 22 «Рекса» и 2 катапульты. В таком виде они вновь вступили в строй 8 октября и 30 ноября 1943 г. соответственно, без самолётов и без каких-либо успехов участвовали в битве за Филиппины в июне 1944 г., после чего катапульты и ангары были демонтированы («Рекс» так и не был выпущен крупной серией). Затонули они прямо в ВМБ Куре в июле 1945 г. в результате массированных бомбардировок авиацией Союзников. Но самый «бессмысленный» конец нашёл самый большой АВ Японии – «Синано». В том же 1942 г. был приостановлен постройкой третий из серии величайших линкоров класса «Ямато», и к концу года было принято решение перестроить его в авианосец-матку для поддержки операций других АВ на большом удалении от баз. При водоизмещении в 70 тыс.т. и огромных размерах он должен был нести всего 48 самолётов, но зато должен был снабжать другие АВ авиационным горючим, вооружением и запчастями, вплоть до разобранных самолётов. Как бы введённый в строй 19 ноября 1944 г., на перегоне из Йокосуки в Куре, где его должны были оборудовать средствами пожаротушения и обеспечения живучести, он был перехвачен ПЛ США SS-311 «Арчерфиш» и быстро затонул после попадания 6 торпед. Были начаты перестройкой в АВ и АВЛ ещё несколько крейсеров и танкеров, но ни один из них так и не был достроен до конца войны.

Самый большой авианосец Второй Мировой войны «Синано» - и самый неудачливый.

Самый большой авианосец Второй Мировой войны «Синано» - и самый неудачливый.

Итак, в течение первой половины 1943 г. морские пехотинцы США остров за островом пробивались к северу по Соломоновым островам, и так же, но только гора за горой, контратаковали японскую армию в Новой Гвинее, а флот накапливал силы для решающих морских сражений. Новые АВ и АВЛ составили костяк созданного Быстроходного Авианосного Оперативного Соединения (ОС) 58, приобретавшего опыт в молниеносных наскоках на японские базы в центральной части ТО ТВД: в августе был атакован о. Маркус, в сентябре – острова Тарава и Макин, в октябре – о. Уэйк. Но главный удар был нанесён не там. В ноябре был высажен десант на самый северный из Соломоновых островов – Бугенвилль. 1 и 2 ноября авиагруппы «Сары» и «Принстона» проутюжили гавани и аэродромы Бугенвилля и Буки, и десант зацепился за острова. До Новой Британия, где размещалась главная база авиации и флота Японии на юго-западе Тихого океана – Рабаул, оставались считанные сотни миль. Япония стягивала в Рабаул всё, что имела, и готовилась нанести сокрушительный ответный удар. Гавань Рабаула была забита кораблями и судами. В этих условиях адмирал Хэлси решил устроить японцам свой «пёрл-харбор», отправив 5 ноября все палубные самолёты «Сары» и «Принстона», – 50 бомбардировщиков и 55 истребителей, – на корабли в гавани. Их встретили до 100 японских истребителей, но ценой потери 7 самолётов американским лётчиком удалось повредить полдюжины крейсеров, несколько ЭМ и транспортов, и сбить 25-30 вражеских самолётов. 11 ноября 1943 налёт был повторен, теперь в нём дополнительно участвовали авиагруппы с «Эссекса», «Банкер Хилл» и «Индепенденса», но низкая облачность и японские истребители не позволили пикировщикам добиться больших успехов. На палубах новых авианосцев «Хеллкэты» F6F-3 пришли на смену «ветеранам» «Уайлдкэтам», и господство американской палубной авиации над Тихим океаном стало неоспоримым. На «Банкер Хилл» дебютировал торпедоносец-бомбардировщик SB2C-1 «Хеллдайвер» - не очень удачная замена «Донтлиса».

«Энтерпрайз» (CV-6) принимает «Авенджеры» после налёта на острова Гильберта, 22 ноября 1943 г. После очередной модернизации авианосец получил радар и усиленное зенитное вооружение.

Во второй половине ноября 1943 г. начался штурм островов Гильберта. Авиационную поддержку десантам оказывали «Энтерпрайз», «Сара», «Банкер Хилл», «Монтерей», «Индепенденс» и несколько АВЭ, один из которых, «Лиском Бэй» (класса «Касабланка»), был в ночь на 24 ноября подожжён торпедой с ПЛ I-175 и затонул. «Индепенденс» тоже получил торпедное попадание с японской ПЛ, заставившее его уйти на ремонт. Но к концу декабря на островах Гилберта было уже 4 действующих американских аэродрома, три из которых могли принимать тяжёлые бомбардировщики. Затем последовала серия молниеносных ударов палубными самолётами по японским базам на островах Науру, Кавиенг (между Рабаулом и о. Трук, крупнейшей базой Японии в центре «южного оборонительного периметра»). С 28 января ОС 58, к которому присоединились АВ «Эссекс», «Интрепид» и АВЛ «Кэбот» и «Каупенс», в рамках подготовки атаки на Маршалловы острова, проутюжили японские авиабазы на атоллах Кваджалейн и Эниветок. А 16-18 февраля 1944 г. в налётах на о. Трук участвовали уже 5 ударных АВ, 4 АВЛ, 6 ЛК, 5 КрТ, 5 КрЛ и 29 ЭМ. База была уничтожена. Опять-таки основная работа был выполнена палубной авиацией, уничтожившей в воздухе и на земле более 230 японских самолётов, потопившей и повредившей множество кораблей и судов. При полном господстве в воздухе американских истребителей японские самолёты были вынуждены перейти на действия в сумерках и в ночное время. Американским авианосцам также приходилось держать свои пока ещё неприспособленные к ночным полётам истребители в воздухе с рассвета и до темноты. Так, в ночь на 17 февраля АВ впервые сажали истребители в полной темноте, развернувшись против ветра и включив посадочные огни и прожектора. Когда «Каупенс» принял последний свой самолёт, в темноте по носу уже мерцали буруны у кораллового рифа. Ярко освещённый «Интрепид» получил повреждения от попадания авиационной торпеды и вышел из боя. Торпеда заклинила руль, и авианосец пытался держать курс машинами, но начавшийся шторм понёс корабль в сторону Японии. И тут команда под руководством капитана Спрага из трюмных брезентов соорудила парус, позволивший удерживать курс на Пёрл-Харбор!

21 февраля 1944 г. пала японская база на атолле Эниветок, самом западном из Маршалловых островов. Затем американские авианосцы совершили рейд к Новой Гвинее, а 30-31 марта атаковали острова Палау, уничтожив 30 японских самолётов и потопив 28 судов. Путь к Марианским островам был открыт, а ведь с них стратегические бомбардировщики США могли перерезать все транспортные артерии и даже бомбить метрополию!

Новый «Лексингтон» (CV-16) во время штурма островов Гильберта, ноябрь 1943 г.

Новый «Лексингтон» (CV-16) во время штурма островов Гильберта, ноябрь 1943 г

Где же были Японские авианосцы все эти полтора года? «Рюхо» вступил в строй 28 ноября 1942 г., но уже 12 декабря в первом выходе был торпедирован американской ПЛ прямо у ВМБ Йокосука и вернулся в док. В феврале 1943 г. «Дзуйкаку», «Дзюньё» и «Дзуйхо» прикрывали эвакуацию войск с Гуадалканала. В апреле 1943 все 4 боеготовых японских АВ атаковали американские базы на Соломоновых островах, обеспечивая оборону о. Нью-Джорджия, и понесли тяжёлые потери в самолётах и лётчиках. 23 июля в проливе Бугенвилль был потоплен гидроавианосец «Ниссин» со всем экипажем. А для защиты Рабаула осенью 1943 г. с тяжелых японских АВ, отстаивавшихся на Труке, сняли все оставшиеся палубные самолёты, и большинство пилотов погибли, отражая атаки американских палубников. В строй за это время вступили лишь 3 АВЭ и 2 ЛКАВ. Всю первую половину 1944 г. адмирал Одзава, готовясь к защите «внутреннего оборонительного периметра» на Марианских островах и Филиппинах, старался восстановить численность палубных авиагрупп. По замыслу Одзава и плану «А-ГО» первый удар по атакующему Марианские острова американскому флоту должна была нанести базовая авиация. Затем палубная авиация с авианосцев Одзавы, остававшихся вне радиуса действия американской авиации, должна была завершить разгром. Если в самолётах особого недостатка не было (с осени 1943 поступали новые истребители A6M5 и торпедоносцы B6N2, а с весны 1944 г. – отличные пикировщики D4Y2), то опытных лётчиков взять было негде. Не в первый и не в последний раз в истории профессионализм пытались заменить высокими морально-волевыми качествами и усиленной идейно-политической подготовкой!

С осени 1943 г. японские авианосцы были лишены своей ударной мощи – палубных самолётов, и в первую очередь – из-за дефицита опытных лётчиков. Так, Масатаке Окумия, бывший в 1942-1944 гг. начальником штаба авиагруппы «Рюдзё», а затем - 4-й и 2-й авиационных флотилий, в своём дневнике [7] описывает тяжелейшие условия, в которых были вынуждены воевать пилоты-палубники, брошенные в мясорубку на Бугенвиле и в Рабауле. Текущие шалаши и палатки на болотах, ни нормального питания, ни медикаментов, малярия, москиты, бомбёжки, тяжелый ручной труд (не было тракторов и машин), никаких отпусков и наград – у каждого лётчика впереди была только смерть или тяжёлое ранение в бою с численно превосходящим противником, летавшем на более мощных и скоростных самолётах. Даже те, кто сумел выпрыгнуть из горящих «зажигалок» над джунглями или морем практически не имели шансов выжить. Японское командование не заботилось не только о подготовке, питании и отдыхе пилотов, но даже об их спасении! С одной стороны, такое положение дел обусловливалось кастовым разделением армии и флота: низшие чины не считались заслуживающими внимания. С другой стороны, и сами пилоты и техники безропотно несли все тяготы и были готовы умереть за императора, как в горящем самолёте, так и в болоте под бомбёжкой. Окумия с горечью отмечает и то, что даже товарищи сбитых экипажей не предпринимали ничего для их спасения. А неразвитая система подготовки лётного состава Японии просто не успевала восполнять потери.

США, напротив, прилагали все усилия для тщательной подготовки лётчиков и их обеспечения всем необходимым. Даже в тяжелейшие месяцы 1942-43 гг. в бой не бросали плохо обученных мальчишек, – напротив, эскадрильи проходили дополнительную подготовку в боевом составе, и лётчики понимали друг друга в воздухе с полуслова. Островные авиабазы имели всё: от госпиталей до кинозалов и баров; от тракторов, тягачей и бульдозеров (для заравнивания воронок) до передвижных РЛС оповещения и наведения. В спасении пилотов, выбросившихся над морем, участвовали и специально созданные отряды гидросамолётов, вылетавших на поиски под плотным истребительным прикрытием, и торпедные катера, эсминцы и даже подлодки. Показателен эпизод, произошедший 29 марта 1945 г. у о. Кюсю. Неисправный пикировщик с «Хэнкока» приводнился в бухте Кагосима всего в двух милях от авиабазы противника. Тотчас с крейсера «Астория» были катапультированы два гидросамолёта, а «Хэнкок» и «Кэбот» подняли 24 истребителя для прикрытия. На перехват с авиабазы поднялись «Зеро». В завязавшемся воздушном бою были сбиты 5 японских истребителей и 1 «Хэллкэт», но американские экипажи были успешно спасены летающими лодками! Американские эскадрильи обязательно проходили ротацию, получая передышки на отдых и переподготовку после тяжёлых боёв, а асов откомандировывали в лётные школы инструкторами. Неслучайно США сумели в ходе Тихоокеанской войны многократно увеличить численность палубной авиации при одновременном повышении индивидуального мастерства пилотов и слётанности авиагрупп. Так же неслучайно и то, что в конце 1944 г. Япония не смогла найти несколько десятков пилотов для вооружения «Синано» и трёх авианосцев серии «Унрю».

«Хеллкэт» садится на «Хэнкок» (CV-19), 1944 г.
«Авенджеры» готовятся к взлёту с «Энтерпрайза», май 1944 г.

15 июня 1944 г. американцы высадились на о. Сайпан. 5 Флот США адмирала Спрюенса имел 7 АВ в составе ОС 58 под командой адмирала Митшера (4 новых класса «Эссекс»: «Хорнет», «Йорктаун», «Лексингтон» и «Уосп», 2 «бывалых»: «Эссекс» и «Банкер Хилл», и ветеран «Энтерпрайз»), 8 АВЛ класса «Индепенденс» («Белло Вуд», «Батаан», «Монтерей», «Кэбот», «Лэнгли», «Каупенс», «Сан Хасинто», «Принстон»), 7 ЛК, 21 КрТ и КрЛ, 62 ЭМ, 25 ПЛ. На авианосцах было около 1000 палубных истребителей, истребителей-бомбардировщиков и торпедоносцев. Летом 1944 г. на смену «Хеллкэтам» F6F-3 на ударных АВ пришли F6F-5, и с этого времени в условиях подавляющего численного и качественного перевеса палубной авиации США они всё чаще использовались в роли истребителей-бомбардировщиков. Эскортные авианосцы были, в основном, вооружены истребителями-бомбардировщиками «Уайлдкэт» FM-2 и торпедоносцами TBF/TBM «Авенджер», которые тоже часто использовались в качестве штурмовиков.

Одзава располагал 5 авианосцами («Сёкаку», «Дзуйкаку», «Тайхо», «Хиё», «Дзуньё»), 4 АВЛ («Дзуйхо», «Титосэ», «Тиёда», «Рюхо»), 5 ЛК (включая «Ямато» и «Мусаси»), 9 КрТ, 21 ЭМ. Японские АВ несли всего около 450 самолётов. При столь большом перевесе в пользу США помочь Одзаве могла лишь базовая авиация, но она была отрезана налётами американских палубников ОС 58 на острова Иводзима и Титидзима 15-17 июня 1944 г. Аэродромы на атоллах Гуам и Рота с раннего утра 19 июня непрерывно штурмовали палубные истребители-бомбардировщики, и к полудню там осталось в строю всего 50 самолётов вместо 500, на которых рассчитывал Одзава. Так что планировавшееся избиение флота США превратилось в битву авианосцев. Американские ПЛ постоянно следили за флотом Одзавы, и адмирал Спрюенс был в курсе его передвижений. К тому же на кораблях американского флота стояли мощные РЛС, заблаговременно предупреждавшие о приближении японских самолётов. Радары американских линкоров засекли первую волну из 69 японских палубников в 10:00 19 июня, и через 10 минут на перехват взлетели истребители США. Вместе с зенитками линкоров они сразу же сбили 42 японских самолёта, и лишь ЛК «Саут Дакота» был слегка повреждён. Вторая волна из 110 самолётов взлетела в 9:00, а через 10 минут ПЛ SS-218 «Альбакор» торпедировала «Тайхо». Сначала пожара не возникло, но в результате неграмотных действий экипажа пары из протекших цистерн с бензином по вентиляции распространились по всем ангарам, и в 15:30 внутренний взрыв разворотил корпус. Из 110 самолётов второй волны уцелел только 31, остальные были сбиты над линкорами США. Единственный успех пикировщиков - незначительное повреждение «Уоспа». Третья и четвёртая волны (всего 129 палубных японских самолётов) также понесли тяжёлые потери, не добившись никаких успехов, часть из них пошла на посадку на Гуам, и 75 самолётов были сбиты ещё на подходе к островам, а остальные сожжены американскими истребителями-бомбардировщиками на земле. В 12:22 ПЛ SS-244 «Кавалла» всадила 3 (по другим сведениям 4) торпеды в «Сёкаку», возникший пожар в 15:10 привёл к взрыву боезапаса, и первый из «журавлей» быстро затонул. У Одзавы осталось только 102 самолёта, а авианосцы США ещё даже не перешли в нападение. Всего же 19 июня были уничтожены около 400 японских самолётов, из них 297 палубных. Недаром этот день остался в памяти американских пилотов как день «Великой Марианской охоты на индюков».

«Хеллкэт» F6F-3 садится на авианосец «Лексингтон» (CV-16) после удачной «Марианской охоты на индюков» 19 июня 1944 г. Авианосец ощетинился зенитками: от 127-мм орудий в башнях и 40-мм счетверённых автоматов, до целых рядов одноствольных 20-мм «Эрликонов» по краям лётной палубы.

«Хеллкэт» F6F-3 садится на авианосец «Лексингтон» (CV-16) после удачной «Марианской охоты на индюков» 19 июня 1944 г. Авианосец ощетинился зенитками: от 127-мм орудий в башнях и 40-мм счетверённых автоматов, до целых рядов одноствольных 20-мм «Эрликонов» по краям лётной палубы.

Спрюенс точно узнал расположение японских АВ только в 15:40 20 июня. Японские и американские авианосцы разделяли 310 миль – предельная дистанция для американских палубников, к тому же раньше ночи они вернуться не могли, а лишь незначительная часть лётчиков была готова к ночным посадкам. И всё же в 16:30 Митшер поднял в воздух 216 самолётов. Атака проводилась уже на закате, с 18:40 до 19:00. Несмотря на сопротивление взлетевших на перехват 80 «Зеро», «Хиё» и 3 танкера были потоплены, значительные повреждения получили «Дзуйкаку», «Дзуньё», «Тиёда», 1 ЛК, 1 КрТ и 1 ЭМ. Уже в темноте американские пилоты повернули назад. Открытым текстом по радио был передан приказ: не искать «свои» авианосцы, а садиться на первый попавшийся. Авианосцы включили все огни и прожектора, несмотря на угрозу нападения самолётов и подводных лодок противника – океан на многие мили осветился, как Бродвей в субботнюю ночь. Уже с середины обратного пути в чёрную воду стали падать самолёты, израсходовавшие горючее. Некоторые из дотянувших до ОС 58, ослеплённые ярким светом, пытались сесть на линкоры и крейсера и разбивались. Часть села на воду и до рассвета ждала, пока их найдут и поднимут эсминцы. Многие столкнулись между собой и с надстройками уже на палубах АВ. Всего после атаки было потеряно 80 самолётов, 36 пилотов погибли. Но задуманная японцами «решительная битва» у Марианских островов («Битва в Филиппинском море», как её называют американцы), была проиграна. Сказались и недостаток сил, и отсутствие поддержки базовой авиацией, и неопытность японских пилотов, неумело и безуспешно атаковавших американские линкоры вместо более важных целей – авианосцев ОС 58.

«Старая Леди» 7 сентября 1944 г. в последней модернизации. Несмотря на новые катапульты и мощное вооружение (РЛС, 16 универсальных 127-мм орудий, в том числе на месте башен главного калибра, 96 40-мм автоматов), «Сара» вместе «Рэйнджером» занимались обучением пилотов ночных истребителей.


>> ПРОДОЛЖЕНИЕ


Вернуться в НАЧАЛО СТАТЬИ

Вернуться в РАЗДЕЛ "АВИАНОСЦЫ"

Вернуться в МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ






Хостинг от uCoz