ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

АВИАНОСЦЫ 


Атомный авианосец "Гарри Трумэн" ВВС США

Военные моряки заинтересовались летательными аппаратами еще в 1894 году, 14 ноября 1910 Ю. Эли взлетел с палубы крейсера "Бирмингем", а 18 января 1911 впервые совершил посадку на палубу крейсера "Пенсильвания".

Во время Первой Мировой войны самолеты использовались в основном для разведки и корректировки огня. Ударные возможности самолетов полностью раскрылись лишь в 1920-х, — такие пионеры морской авиации, как американский бригадный генерал У. Митчелл, доказали, что корабль может быть уничтожен бомбардировкой с воздуха. На испытаниях в 1921 году самолет Митчелла даже смог потопить реквизированный немецкий дредноут "Остфрисланд" — на это ушло два дня и 19 бомб. Результаты испытаний вполне удовлетворили командование ВМФ США, и в 1922 году в строй вступил первый американский авианосец "Лэнгли". А четыре года спустя на инженерных планшетах уже появились чертежи авианосца специальной постройки.

Тем не менее, сторонники традиционных взглядов еще долго пребывали в убеждении, что морская война будет выиграна линкорами. Их не смущал тот факт, что строительство дредноутов было ограничено "Договором пяти держав" и международным договором 1930 года, остановившими на 10 лет постройку новых линкоров и наложившими ограничение на максимальное водоизмещение кораблей этого класса..

В начале Второй Мировой войны линейные корабли, подобные японскому "Конго" или английскому "Нельсон", все еще оставались мощнейшими военными машинами из всех, когда-либо созданных человеком. Но к 1942 году вера в непобедимость линкоров была серьезно подорвана. Налеты торпедоносцев на Торонто и Перл-Харбор, потопление "Соединения Z", и атаки на британские линкоры на Средиземном море — все это показало, что линкорам жизненно необходима защита и поддержка с воздуха. Хотя в ходе войны произошло несколько сражений «в старом стиле» стало очевидно, что эпоха линкоров уходит в прошлое. Основой боевого ядра флота стал авианосец.

Мировым лидером в постройке авианосцев были и остаются Соединенные Штаты. Как правило, ударная авианосная группа состоит из одного или двух авианосцев, каждый из которых способен принять одно авиакрыло (в среднем включающее девять эскадрилий различных летательных аппаратов: от истребителей F/A-18 и Р-14 до вертолетов SH-60). Но даже авианосцу нужна защита от воздушных и подводных атак: его сопровождают ракетные крейсеры и эсминцы, противолодочные эсминцы и фрегаты, а зачастую — одна или две атомные подводные лодки. Иными словами, сколь бы мощным ни был корабль, в одиночку он все равно остается уязвимым.

 


АВИАНОСЦЫ (История создания и боевого применения)

Французский авианосец "Беарн"

Японский тяжёлый авианосец "Акаги"

Германский авианосец "Граф Цеппелин"

Фотоархив: Американские авианосцы.

Фотоархив: Японские авианосцы.

МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ журнала "МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР":

АВИАНОСЦЫ

Выпуск 1: Крылатые моряки России

Выпуск 2: "Эли в воздухе!"

Выпуск 3: Союзники и враги авиации Гранд Флита

Выпуск 4: Рождение авианосца

Выпуск 5: Британские плавучие гаражи

Выпуск 6: Первый истинный авианосец

Выпуск 7: Пять роковых минут

Выпуск 8: Потомки гидрокрейсеров

Выпуск 9: В преддверии океанских сражений

Выпуск 10: Таинственная Шангри-Ла

Выпуск 11: Битвы над океаном

Выпуск 12: Преемники "Хабаккука"

Выпуск 13: Самый страшный враг субмарин

Выпуск 14: Авианосцы в век ядерного оружия

Выпуск 15: Взлёт по вертикали

Выпуск 16: Главное оружие авианосца (Часть 1)

Выпуск 17: Главное оружие авианосца (Часть 2)


Вернуться в МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz