ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

АВИАНОСЦЫ

часть 4


Следующее сражение авианосцев, ставшее и последним, развернулось 24-25 октября 1944 г. в проливах между Филиппинскими островами. Правда, по плану «СЁ-1» в обороне Филиппин АВ Одзавы, на которых почти не осталось самолётов, должны были играть лишь роль приманки для американских авианосных соединений. Последние, как и десант, должны были быть уничтожены японскими линкорами и базовой авиацией. Но Нимиц, ожидая концентрации японской авиации, предпринял контрмеры. Ударное соединение ОС 38 адмирала Митчера, включавшее 9 АВ и 8 АВЛ с 1178 самолётами уже 20-21 сентября нанесло удары по аэродромам о. Лусон, 9 октября были перепаханы 30 аэродромов на Формозе (Тайване), а 12-13 октября и затем 17-18 ноября было добито всё, что ещё двигалось на авиабазах Филиппин. К моменту подхода основных сил Императорского флота из Японии, Сингапура и Брунея на Филиппинах почти не осталось японских самолётов.

3 Флот США подготовил для вторжения мощные силы: ОС 38 имело 8 АВ (6 класса «Эссекс», 1 – «Эссекс-М», плюс «Энтерпрайз») и 8 АВЛ класса «Индепенденс», 14 линкоров, 20 крейсеров и до ста эсминцев. Непосредственную поддержку десанту оказывали 3 оперативных единицы («Таффи»), в каждой из которых было по 6 эскортных авианосцев (всего 18 АВЭ, из них 4 класса «Сэнгамон», остальные класса «Касабланка»). Американский десант начал высаживаться утром 17 октября 1944 г. в заливе Лейте, в центре Филиппин, и адмирал Тоёда задействовал план «СЁ-1». Следующие 3 дня американские корабли тралили проливы, подавляли береговые укрепления, а авиация АВЭ штурмовала глубину обороны. 20 октября основные силы десанта начали высадку на восточном побережье о. Лусон. Японский флот подошел к Филиппинам с нескольких направлений в составе 1 АВ («Дзуйкаку») и 3 АВЛ («Дзуйхо», «Титосэ», «Тиёда») со 108 самолётами (по другим сведениям, со 116), 2 ЛКАВ («Исэ» и «Хьюга», без самолётов), 7 линкоров, 19 крейсеров, 33 эсминца.

Первым к западным проливам между Брунеем и Филиппинами подошло линейное соединение адмирала Куриты, но утром 24 октября 1944 г. его встретили торпедами американские ПЛ SS-227 «Дартер» и SS-247 «Дэйс», 2 крейсера были потоплены, а сам Курита добрался до ЭМ вплавь и перенёс флаг на ЛК «Ямато». Оставшиеся на Лусоне самолёты вылетели на помощь, атаковав Оперативную Группу 38.3 контр-адмирала Шермана, и были уничтожены, успев лишь потопить АВЛ «Принстон». Линкоры Куриты, оставшись без авиационного прикрытия, до вечера подвергались атакам 259 палубных самолётов ОС 38. «Мусаси» получил 13 торпед в левый и 7 в правый борт плюс 17 прямых попаданий авиабомб, и, естественно, затонул. ЛК «Ямато» и «Нагато» тоже получили по 2 авиабомбы. Курита был вынужден отвернуть на запад и в результате опоздал на рандеву с линейным соединением адмирала Нисимуры, шедшим с юго-востока через пролив Суригао. Утром 24 октября палубники ОС 38 обнаружили и атаковали линкоры Нисимуры, а в ночь на 25 октября Оперативная Группа 77.2 контр-адмирала Олдендорфа с 6 новейшими линкорами расстреляла южную половину «японских клещей».

Пилоты торпедоносцев «Франклина» (CV-13) проходят предполётный инструктаж утром 24 октября 1944 г. Скоро они атакуют «Мусаси»!
Палубная команда АВЛ «Сан Хасинто» (CVL-30) подвешивает торпеды Блисс-Ливитт Мк.13-1А под TBM «Авенджеры» 25 октября 1944 г.

Утром 25 октября основные силы Куриты (4 ЛК, 6 КрТ, 2 КрЛ, 11 ЭМ) подошли к о. Самар в центре архипелага и около 6 утра наткнулись на Оперативную Группу 77.4 в составе 18 АВЭ с охранением из 21 ЭМ. «Уайлдкэты» и «Авенджеры» поддерживали наземные войска, и бронебойных бомб на авианосцах не было. Поэтому в развернувшемся сражении основным оружием американцев стали торпеды с «Авенджеров» и эсминцев, в то время как истребители штурмовали японские линкоры и крейсера мелкими бомбами, НУРСами и даже пулемётами. Казалось бы, «Таффи» не имели ни одного шанса. Но героические действия эсминцев, постоянно атаковавших японские линкоры и крейсера и ставивших дымовые завесы, обеспечили отход АВЭ. А атаки 500 палубных самолётов уже через 2 часа боя вынудили Куриту отвернуть на северо-запад. В итоге боя у о. Самар артиллерией линкоров был потоплен АВЭ «Гамбир Бэй» и 3 ЭМ, ещё 3 АВЭ и 3 ЭМ были тяжело повреждены. АВЭ «Сен Ло» затонул после тарана камикадзе, это был первый авианосец – жертва камикадзе. Но и японский флот дорого заплатил за эту «победу», потеряв 3 тяжёлых крейсера, да и остальные корабли получили повреждения и понесли потери в экипажах в результате штурмовых атак.

Лёгкий крейсер «Бирмингэм» (CL-62) пытается тушить пожар на CVL-23 «Принсетон» 24 октября 1944 г. Через несколько минут взрыв авианосца унесёт жизни не только членов его экипажа, но и многих из команды крейсера.

Лёгкий крейсер «Бирмингэм» (CL-62) пытается тушить пожар на CVL-23 «Принсетон» 24 октября 1944 г. Через несколько минут взрыв авианосца унесёт жизни не только членов его экипажа, но и многих из команды крейсера.

Лёгкий крейсер «Бирмингэм» (CL-62) пытается тушить пожар на CVL-23 «Принсетон» 24 октября 1944 г. Через несколько минут взрыв авианосца унесёт жизни не только членов его экипажа, но и многих из команды крейсера.

Фото «Дзуйкаку» с американского разведчика перед началом атаки, 25 октября 1944 г.

Фото «Дзуйкаку» с американского разведчика перед началом атаки, 25 октября 1944 г.

Последний «Банзай!»: экипаж прощается с тонущим «Дзуйкаку», 25 октября
1944 г.

Последний «Банзай!»: экипаж прощается с тонущим «Дзуйкаку», 25 октября 1944 г.

В это время с севера к Филиппинам подошли авианосцы Одзавы, теперь уже бесполезная жертва для основных сил 3 Флота США. К 9:30 у Одзавы не осталось ни одного самолёта: в соответствии с планом они вылетели в атаку на американские корабли, а сесть должны были на аэродромах Лусона. В 7:07 «Дзуйкаку» и «Титосэ» подняли в воздух последние 13 истребителей навстречу примерно 130 американским палубникам, начавшим атаку в 7:20. Через полчаса прилетели ещё 170 американских штурмовиков, в 12:05 – ещё столько же. В 15:10 пришла последняя волна атакующих самолётов, самая большая – полные авиагруппы с 5 американских АВ (всего же в налётах участвовало около 1100 американских истребителей, пикировщиков и торпедоносцев!). И главными целями, конечно, были японские АВ. Через 20 минут к потерявшим ход и горящим остаткам соединения Одзавы подоспели крейсера и эсминцы ОС 38: им досталось добить «Тиёду» артиллерией и торпедами. К вечеру затонули все 4 японские авианосца, 1 крейсер и 2 ЭМ. Остальные корабли, тяжело повреждённые, под покровом сумерек бежали на север. Так у мыса Энгано закончилась боевая история «журавлей» и японских авианосцев вообще. Адмирал Нимиц позднее назвал последнюю большую морскую битву Второй Мировой войны «Сражением за залив Лейте» и приказал употреблять именно это название в официальной корреспонденции.

С отступлением Куриты от Филиппин практически закончилась и история Императорского флота как такового: часть кораблей отошла в Сингапур, где было много топлива, но мало боеприпасов, большая часть ушла в метрополию, где топлива не было совсем. Последующие попытки действовать малыми группами и одиночными кораблями лишь увеличивали мрачный список потерь от американских ПЛ и авиации. С 25 октября 1944 г., когда камикадзе, взлетавшие с Лусона, добились первой победы, потопив «Сен Ло», остатки японской морской авиации фактически приступили к самоистреблению. Да и последний поход японских кораблей во главе с линкором «Ямато» к Окинаве 7 апреля 1945 г. был самоубийственным: корабли должны были отвлечь на себя палубную авиацию американской армады, чтобы камикадзе смогли нанести серьёзный урон коряблям американского флота. Всего в 175 милях к югу от о. Кюсю соединение было перехвачено 386 американскими палубными самолётами. Через 2 часа всё было закончено – лишь четыре израненных ЭМ добрались к вечеру до Сасебо, остальные корабли были потоплены. «Ямато» получил попадания 12 торпед и нескольких бомб, унеся на дно 2500 человек (см. статью «Непревзойдённый «Ямато»»). А удар 114 самолётов камикадзе, нанесённый в это время у Окинавы, привёл лишь к повреждению АВ «Хэнкок», старого ЛК «Мэриленд» и 1 ЭМ! Во-первых, массированного удара не получилось – большая часть камикадзе флота была потеряна в предыдущих атаках (например, около сотни самолётов камикадзе флота было потеряно только 6 апреля), а армейские «юнцы» были ещё более беспомощны в атаках кораблей, чем морские. Во-вторых, флот Союзников располагал таким количеством авианосцев и самолётов, что «истребительный зонтик» с отвлечением части сил на уничтожение японской эскадры не стал «дырявым» - большая часть самолётов камикадзе была сбита ещё на подходе. В-третьих, с начала 1943 г. мощь зенитной артиллерии американских авианосцев и линкоров возросла многократно как количественно, так и качественно: 40-мм счетверённые установки сменили 28-мм и 20-мм автоматы, а новые системы централизованного наведения с целеуказанием от РЛС обеспечили очень высокую точность стрельбы как 40-мм, так и 127-мм зениток. Так, зенитки «Эссекса» взорвали обоих камикадзе, уже пикировавших на авианосец.

Камикадзе врезается в палубу «Эссекса» (CV-9) 25 ноября 1944 г. у Филиппин. Снимок сделан с CVL-27 «Лэнгли».
CV-14 «Тикондерога» горит после атаки камикадзе 21 января 1945 г. у о. Тайвань. Снимок сделан с крейсера «Майами».

Зимой 1944 г. авианосные соединения США продолжали наносить удары по остававшимся ещё японским авиабазам и укреплениям на Лусоне и Формозе, и, в свою очередь, попадали под удары камикадзе. Так, 4 января 1945 г. у м. Миндоро камикадзе потопили АВЭ «Оммани Бэй», ещё 2 АВЭ были повреждены. В отместку палубники ОС 38 6 и 7 января, несмотря на плохие погодные условия, нашли и сожгли на аэродромах 75 японских самолётов. Во время рейда ОС 38 в Южно-Китайское море 10-12 января палубники потопили 41 корабль противника общим водоизмещением 127 тыс.т. 21 января у Формозы контратака камикадзе привела к повреждению АВ «Тикондерога» и АВЛ «Лэнгли», причём «Тикондерогу» пришлось отправить на доковый ремонт.

16-17 февраля в первый раз после «рейда Дулиттла» палубные самолеты США атаковали Токио, уничтожив моторостроительный и авиационный заводы Накадзима и до 200 японских самолётов на земле. Следующей целью для авианосных соединений стал о. Иводзима: на нем было 3 аэродрома, с которых японские истребители перехватывали «Сверхкрепости» B-29, маршрут которых с о. Сайпан на бомбёжку Токио и других промышленных центров пролегал как раз в этом районе. Авиационный штурм Иводзимы начался утром 19 февраля, за 10 минут до высадки первых групп десанта. В 19:45 21 января 1945 г. самолёт камикадзе спикировал на АВЭ «Лунга Пойнт», а через 5 минут ещё два камикадзе врезались в лётную палубу АВЭ «Бисмарк Си», пожар вскоре добрался до погребов, и после взрыва корабль затонул. Это был последний американский авианосец, потерянный во Второй Мировой войне. Правда камикадзе продолжали наносить повреждения американским кораблям до конца войны. 1 апреля 1945 г. начался штурм о. Окинава. К этому времени Союзники сосредоточили в районе до 50 авианосцев, включая британские. Организованное сопротивление в воздухе и на море было подавлено, лишь одиночные самолёты прорывались к кораблям Союзников. Беспомощные остатки некогда грозного японского флота были затоплены прямо в гаванях. Палубная авиация ежедневно утюжила береговые укрепления на Окинаве, промышленные центры, аэродромы, военно-морские базы и города в самой Японии. Но это уже совсем другая история…

Оперативная Группа 38.3 возвращается на якорную стоянку атолла Улити 12 декабря 1944 г. после очередного налёта на Филиппины. Впереди CVL-27 «Лэнгли», за ним CV-14 «Тикондерога», линкоры «Вашингтон», «Северная Каролина» и «Южная Дакота», далее крейсера.
Оперативное Соединение 38 у берегов Японии 17 августа 1945 г. На переднем плане (справа внизу) CV-18 «Уосп», далее видны ещё 5 АВ класса «Эссекс», 4 АВЛ типа «Индепенденс», 3 линкора, несколько крейсеров и эсминцев.

Старых Александр Леонидович, 2005 г., С.-Петербург



Источники:

1. S.MacDonald. Evolution of Aircraft Carriers//Office of the Chief of Naval Operations, Department of the Navy, 1964 (online version: http://www.history.navy.mil/branches/car-toc.htm)

2. N.Polmar. Aircraft carriers: A graphic history of carrier aviation and its influence on world events/ Doubleday; 1st ed., - 1969, - 788 pages. ASIN: B0006BYQ2Q (перевод: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/AirCraft_Carrier/news.htm)

3. Dictionary of American Naval Fighting Ships//United States Government Printing, 1987, ISBN:9998843790 (online version: http://www.hazegray.org/danfs/news.html)

4. Р.А.Исмаилов Крупные надводные боевые корабли мира ( http://modelyard.narod.ru/common/ships255.zip )

5. Шерман Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою. — М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 1999. (Sherman F. COMBAT COMMAND: The American Aircraft Carriers in the Pacific War. — NY.: E. P. Dutton & Co., Inc., 1950)

6. Далл С. Боевой путь Императорского японского флота. — Екатеринбург: Сфера, 1997. (Paul S. Dull. A Battle History of the Imperial Japanese Navy, 1941-1945. — Annapolis: U.S. Naval Institute Press, 1978).

7. Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» (Японская авиация во Второй мировой войне) — М: ACT, 2001. (Horikoshi J., Okumiya M., Caidin M. Zero! The Air War in the Pacific During World War II From the Japanese Viewpoint. — Washington, Zenger, 1979).

8. Интернет-библиотека Военно-морского Исторического Центра США (The USA Naval Historical Center), http://www.history.navy.mil/branches/nhcorg11.htm


Оригинал статьи на сайте "Pacific Storm"


Вернуться в НАЧАЛО СТАТЬИ

Вернуться в РАЗДЕЛ "АВИАНОСЦЫ"

Вернуться в МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz