ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

АВИАНОСЦЫ 


Авианосцы.

К началу Второй Мировой войны корабельная авиация развивалась уже более четверти века, но, хотя и были построены ударные авианосцы, вооруженные достаточно совершенными палубными самолётами, авиация всё ещё считалась вспомогательным средством защиты и разведки для линейных сил флотов. В Первой Мировой войне участвовали гидросамолёты – разведчики и торпедоносцы, а к концу войны в Великобритании появились первые «гладкопалубные» авианосцы, перестроенные из кораблей и судов других типов. В послевоенный период британский опыт переоборудования и использования АВ (авианосцев, см. Таблицу сокращений) был востребован и США, и Японией. 20 марта 1922 г. был принят на вооружение первый американский АВЛ (лёгкий авианосец) «Лэнгли» (CV-1), перестроенный из угольщика «Юпитер», а 27 декабря того же года вступил в строй японский АВЛ «Хосё», перестроенный из быстроходного танкера. Этот год стал переломным в развитии авианосцев ведущих морских держав: Вашингтонский Военно-морской Договор, подписанный 6 февраля 1922 г. США, Великобританией и Японией, ограничил разрешённый тоннаж крупных артиллерийских кораблей, но разрешил их переоборудование в АВ и ГАВ (гидроавианосцы), а также разрешил ограниченное строительство новых авианосцев. Британия перестраивала в авианосцы ЛКр (линейные крейсера) «Корейджес», «Глориес» и ЛК (линкор) «Игл», США – ЛКр «Лексингтон» и «Саратога», Япония – ЛКр «Акаги» и ЛК «Кага». Эти авианосцы и составили основу боевых сил флотов в начале Второй Мировой войны, и все, кроме «Саратоги», погибли в 1939 - 1942 гг.

Первые «гладкопалубники» (flattops) Британии, США и Японии, – «Аргус», «Лэнгли» и «Хосё», – были весьма схожи. Перестроены они были из угольщиков и танкеров, имевших большие трюмы, что позволяло с минимальными переделками разместить самолётные ангары, мастерские, запасы авиационного топлива, бомб и торпед. Эти корабли не стали эффективным оружием: небольшие размеры и скорость, во-первых, ограничивали взлётно-посадочные (а, значит, и скоростные) характеристики палубных самолётов, а во-вторых, не позволяли держаться в ордерах океанских ударных флотилий. Отсутствие брони и противоторпедной защиты делало их весьма уязвимыми. Но именно на этих кораблях отрабатывались все технические и организационные решения, – подъёма самолетов из ангаров, взлёта, посадки, обслуживания, – и эти решения воплощались в строившихся ударных АВ. Во Второй Мировой все три участвовали в качестве ТАВ (авиатранспортов), доставляя в ангарах и на палубах самолёты к местам боёв. «Лэнгли» был потоплен 27 февраля 1942 г. у о. Ява японскими базовыми бомбардировщиками и стал первым авианосцем США, потерянным в ходе боёв. Кстати и первый «истинный» АВЛ, – британский «Гермес II», принятый на вооружение ещё 19 февраля 1924 г., был потоплен авиабомбами с японских палубных пикировщиков у о. Цейлон 9 апреля 1942 г. «Хосё», использовавшийся как учебный, дожил до 28 июля 1945 г., когда был поврежден и сел на дно прямо в ВМБ Куре в результате налёта авиации Союзников.

Первые «флэттопы» США и Японии: «Лэнгли» (слева) и «Хосё» (справа). Навесные палубы, открытые ангары, никаких надстроек.

Пока конструкция и применение АВ отрабатывались на первых «флэттопах», перестройка крейсеров шла своим чередом, а в их конструкцию по ходу вносились изменения. Первым вступил в строй 25 марта 1927 г. японский АВ «Акаги», 16 ноября и 14 декабря – американские «Саратога» (CV-3, среди моряков более известен как «Леди Сара» или «Старая Леди») и «Лексингтон» (CV-2, «Леди Лекс»). Бывший линкор «Кага» стал полноправным японским АВ 31 марта 1928 г, а 5 мая был принят на вооружение британский АВ «Корейджес». И опять-таки, американские и японские корабли были во многом похожи: водоизмещение 33-45 тыс.т, скорость хода около 30 узлов, башни с 8-10 орудиями калибра 203 мм (максимальный калибр, разрешенный Вашингтонским Договором для авианосцев), 12-16 орудий универсального калибра 120-127 мм для борьбы с миноносцами и самолётами, пара дюжин зенитных автоматов (калибра 20 и 28 мм у американских, 25 мм у японских кораблей), лёгкое бронирование, 60-70 одно- и двухместных бипланов и 2-3 катапульты ниже уровня основной палубы для взлёта истребителей из ангаров. Такая конструкция соответствовала бытовавшему мнению, что АВ способны проводить самостоятельные операции и даже вести артиллерийские бои, а в составе ударных линейных флотилий их роль сводится, в основном, к разведке и нанесению торпедно-бомбовых ударов.

«Лексингтон» в 1933 г. На схеме («Саратога», 1933 г.) отмечены броневые пояса цитадели и башен главного калибра. Обратите внимание на форму лётной палубы в носу и малочисленность зенитной артиллерии. «Кага» в 1933 г. Обратите внимание на короткие палубы, отсутствие надстроек, громоздкие дымоотводы, две башни главного калибра на средней носовой палубе и казематы с 203-мм орудиями ближе к корме.

Следует отметить, что «Лекс» и «Сара» были совершеннее потенциальных японских противников. Сплошная лётная палуба была интегрирована в силовую и броневую конструкцию корпуса, борта которого были наращены вверх. «Остров» по правому борту размещал трубы, две мачты, башни главного калибра, навигационные и боевые рубки, дальномерные посты и посты управления авиагруппой. Лётная палуба была уже, но гораздо длиннее, и даже имела разгонную катапульту в носу по правому борту. Правда, кормовой подъёмник на «Лексе» и «Саре» был очень маленьким, что существенно снижало эффективность использования самых больших в мире на тот момент авиагрупп. Японские АВ, хотя и были перестроены из кораблей разного класса, были почти идентичны (см. статью «Авианосец «Акаги»»). У них не было надстроек, что затрудняло управление и ведение операций, навесная лётная палуба занимала примерно 2/3 длины, а на баке и между баком и лётной палубой находились башни главного калибра и две коротких катапультных палубы для взлёта истребителей (по типу «Корейджес»). Самолёты хранились частично в открытых ангарах. Боковые дымовые трубы зачастую не позволяли развить максимальный ход или задымляли зону посадки, причем на «Каге» конструкция была очень сложной – две длинные трубы шли по бортам под уровнем лётной палубы к корме. А в бортах обоих АВ располагались казематы с 203-мм орудиями, как в XIX веке!

Слева - вверху и справа: «Рюдзё» в 1933 г., слева: «Рэйнджер» в 1944 г.

В ходе регулярных военно-морских учений с участием АВ уже к началу 30-х гг. стало ясно, что они слишком уязвимы для ведения самостоятельных боёв, и теперь их роль сводилась к авиационному обеспечению ударных флотилий под защитой эсминцев и крупных кораблей. Поэтому, а также в силу всё еще действовавших ограничений Вашингтонского Договора на суммарный тоннаж АВ, вновь строящиеся корабли стали гораздо меньше, избавились от главного калибра и тяжелой брони, немного потеряли в скорости хода и количестве самолётов. 9 мая 1933 г. вступил в строй японский АВЛ «Рюдзё» с 36-40 самолётами, а 4 июня 1934 г. – американский «Рэйнджер» (CV-4) с 72-86 самолётами. Это были первые «истинные авианосцы» этих стран, заложенные именно как АВ (в 1929 и 1931 гг. соответственно). «Рэйнджер» был в некотором смысле шагом назад в конструктивном отношении: навесная палуба, один подъёмник (вместо двух на «Саре» и «Лексе») что и сказалось на его эффективности. Забегая вперёд, отметим, что, хотя он и был единственным «большим АВ» США в Атлантике с 1942 по 1944 г. и успешно действовал от Исландии и Норвегии до берегов Марокко и Золотого Рога, но в основном, в роли авиатранспорта и корабля авиационной поддержки десантов. В июле 1944 г. он был переброшен на Тихоокеанский театр военных действий (ТО ТВД), где использовался для обучения пилотов ночных истребителей до конца Второй Мировой.

В том же 1934 г. в США были заложены два новых ударных АВ: 21 мая – «Йорктаун» (CV-5), а 16 июля – «Энтерпрайз» (CV-6), вступившие в строй 30 сентября 1937 г. и 18 июля 1938 г. соответственно. «Энтерпрайз» прошёл всю Тихоокеанскую войну и стал самым успешным боевым кораблём в истории США. Эти АВ отличались от «Рэйнджера» интегрированной палубой с кормовым свесом, усиленным бронированием, и, соответственно, на треть большим водоизмещением. Но в два с лишним раза возросшая мощность турбин обеспечивала им ход в 33-34 узла. Дымоходы выводились в одну трубу на «острове», как на «Саре», и конструкция надстройки была улучшена. Основным оружием этих кораблей уже признавались самолёты, численность которых выросла до 81, а три подъёмника, пара палубных и одна ангарная катапульты обеспечивали их оперативное применение. Последним американским АВ, заложенным 5 апреля 1936 г. в рамках ограничений Вашингтонского Договора, стал «Уосп» (CV-7) – вынужденно уменьшенная копия «Йорктауна». Однако, пожертвовав бронированием и скоростью хода, удалось довести количество самолётов до 84, а катапульт – до 4, правда, при двух подъёмниках. Введенный в строй 25 апреля 1939 г., уже с июля 1940 г. «Уосп» вступил в необъявленную войну против Третьего Рейха. Он сопровождал атлантические конвои и доставлял P-40 «Хоки» в Исландию и Англию, а позже, вплоть до перевода на ТО ТВД в июле 1942 г., вместе с «Иглом» доставлял «Спитфайеры» на о. Мальта.

«Йорктаун» (CV-5) вскоре после принятия на вооружение.

Императорская Япония ответила закладкой 20 ноября 1934 г. и вводом в строй 29 декабря 1937 г. АВ такого же класса – «Сорю», а 5 июля 1939 г. был принят на вооружение авианосец-близнец – «Хирю». «Остров» на «Сорю» располагался по правому борту ближе к носу, перед наклонными дымовыми трубами, выведенными вправо-вниз, а на «Хирю» – по центру левого борта. Поскольку Япония первой решила выйти за ограничения тоннажа крупных кораблей, проигнорировав вторую Лондонскую Конференцию 1936 г., «Хирю» имел большее водоизмещение и более сильное вооружение. Оба АВ имели скорость свыше 30 узлов, длинные интегрированные палубы с 3 подъёмниками, мощное для того времени зенитное вооружение. Конструкция оказалась настолько удачной, что послужила базой для следующих японских АВ классов «Сёкаку» и «Хиё». Но всё-таки «Сорю» и «Хирю» уступали «Уоспу» по численности самолётов – всего 73 (из них 16 – запасных в разобранном виде), а катапульт вовсе не было.

«Хирю» на испытаниях, 1939 г.
Схематический чертёж «Сорю».

В отличие от США, Япония продолжала строить и гидроавианосцы, поскольку гидросамолёты оставались важной составляющей сил флота в условиях базирования на островах и у гористых, заросших джунглями, берегов Юго-Восточной Азии, где было сложно оборудовать авиабазы. В 1934-38 гг. были заложены четыре ГАВ с 4 катапультами и 20-25 гидросамолётами на каждом. Сначала это были разведывательные самолёты Накадзима E8N «Дэйв», а затем разведчики Айчи E13A «Джейк» и лёгкие бипланы - универсалы Мицубиси F1M2 «Пит». Однако морские битвы 1941-42 гг. показали боевую непригодность ГАВ, и оба головных корабля серии, – «Титосэ» и «Тиёда», – были переоборудованы в АВЛ, а два следующих, – «Мидзухо» и «Ниссин», – были в 1941-42 гг. переоборудованы в носители мини-подлодок.

Модернизированный «Акаги» в июне 1941 г.

Модернизированный «Акаги» в июне 1941 г. Сплошная лётная палуба, дымоотвод в центре правого борта, «остров» по левому борту.

К 1935 г. Япония и США полностью использовали «лимит» на тоннаж АВ, установленный Вашингтонским (1922 г.) и Лондонским (1930 г.) Договорами, и потому приступили к модернизации «старых» авианосцев. Необходимость в ней, главным образом, была вызвана бурным развитием авиации в середине 30-х годов. Весной 1935 г. прошёл испытания первый японский палубный истребитель-моноплан Мицубиси А5M1 «Клод», в 1937 г. – торпедоносец Накадзима B5N1 «Кэйт» и пикировщик Айчи D3A1 «Вэл» (см. «Японские морские бомбардировщики и торпедоносцы»). США ответили в 1935 г. испытаниями первого цельнометаллического моноплана, – палубного торпедоносца, – Дуглас TBD-1 «Девастэйтор», в 1936 г. – испытаниями пикировщика Нортроп BT-1 (см. «Американские морские бомбардировщики и торпедоносцы») и, лишь в 1938 г., – первого американского палубного истребителя-моноплана Брюстер F2A-1 «Бафэло» (см. «Американские палубные истребители».) Возросшие скорости взлёта и посадки повысили требования к размерам палуб, конструкциям тормозных тросов и катапульт, увеличились потребности в авиационном топливе и оружии (бомбах, торпедах). В 1934-36 гг. прошли модернизацию все «старые» авианосцы США, а в 1936-38 гг. – и Японии. У последних в первую очередь исправлялись «ляпы»: так, «Акаги» и «Кага» наконец-то получили длинные сплошные палубы, закрытые ангары, «островки» с боевыми рубками, были переделаны дымоотводы. С обоих АВ были сняты башни главного калибра 203-мм. «Кага» прошёл модернизацию первым и зачем-то получил дополнительные казематные 203-мм орудия. Количество самолётов на японских АВ увеличилось на треть – до 91 на «Акаги» и 90 на «Каге», что соответствовало их числу на модернизированных «Саре» и «Лексе». Во время модернизации со «Старых Леди» сняли ненадёжные палубные катапульты, и лишь во время модернизации 1944 г. «Сара» снова получила пару гидравлических катапульт в носу, но к этому времени малые размеры и грузоподъёмность её лифтов фактически свели к нулю её боевую эффективность.

Модернизированный «Кага» в 1940 г. Сплошная лётная палуба, загнутый вниз дымоотвод в центре правого борта, перед ним «остров». Башни главного калибра сняты, но орудия оставлены в кормовых казематах.

В связи с выходом Японии из Договоров об Ограничении Морских вооружений, уже 11 декабря 1937 г. в рамках «Четвёртой программы пополнения флота» был заложен киль новейшего ударного АВ «Сёкаку». Второй АВ из этой серии, – «Дзуйкаку», – был заложен 25 октября 1938 г. «Сёкаку» (переводится как «Парящий журавль») и «Дзуйкаку» («Счастливый журавль») стали основой ударных сил Императорского флота с первого дня войны и до осени 1944 г. Командующий Тихоокеанским флотом США Честер Нимиц впоследствии назвал счастливейшим днём своей жизни тот, когда ему доложили, что последний из «журавлей» потоплен.

«Сёкаку» был введён в строй 8 августа 1941 г., а «Дзуйкаку» – 25 сентября. «Журавли» действительно были грозным оружием. Внешне похожие на увеличенного «Сорю», по водоизмещению и размерам они значительно превосходили американские АВ класса «Йорктаун» и новейшие британские АВ типа «Илластриэс». Четыре турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 160 тыс.л.с. с приводом на 4 трёхлопастных винта обеспечивали ход до 34,5 узлов и дальность плавания до 9700 миль при 18 узлах. Усиленная броневая защита бортов и ангарных палуб и улучшенная ПТЗ (включавшая и противоторпедные були) дополнялись современными системами обеспечения живучести и непотопляемости. Правда, имелись и существенные недостатки: лётная палуба не была бронирована, а на ней и под ней располагались посты заправки и вооружения самолётов, что впоследствии при попаданиях бомб приводило к фатальным пожарам. Мощное зенитное вооружение включало 16 универсальных орудий калибра 127 мм с четырьмя централизованными постами наведения (американские АВ имели максимум по два директора, и даже проект нового класса «Эссекс» предусматривал не больше) и 12 строенных 25-мм автоматов с шестью постами наведения. Таким образом, зенитная артиллерия могла сосредоточенно вести огонь по десятку воздушных целей в радиусе до 5 км. Во время войны зенитное вооружение постоянно усиливалось: с июля 1943 г. «журавли» огрызались уже 70-ю 25-мм стволами, а летом 1944 г. «Дзуйкаку» получил ещё 26 25-мм пушек и 8 установок по 28 НУРС калибра 120 мм для обороны от торпедоносцев США, которые, правда, имели больше психологический эффект на пилотов. Проект АВ предусматривал размещение до 96 самолётов (из них 24 резервных в разобранном виде) в соотношении 1:2:2:1 по истребителям, пикировщикам, торпедоносцам и разведчикам. Но корабли вступили в строй, неся всего 72 самолёта первой линии: 18 истребителей Мицубиси A6M2 «Зеро», 27 пикировщиков D3A1 и 27 торпедоносцев B5N2, – и 12 резервных. Поскольку в ходе войны роль истребителей постоянно возрастала, уже во второй половине 1942 г. их численность была доведена до 27 за счёт сокращения числа торпедоносцев и при неизменном числе пикировщиков D3A2. В 1943 г. в состав авиационной группировки входили новейшие истребители A6M5a «Зеро» (27), пикировщики Йокосука D4Y1 «Джуди» (27) и торпедоносцы Накадзима B6N1 «Джилл» (18). А в 1944 г. «Дзуйкаку» нёс уже 44 A6M5, включая 16 истребителей-бомбардировщиков A6M5c. Самолёты подавались на палубу тремя подъёмниками, причем полный цикл от закатывания самолёта на подъемник в ангаре до занятия стартовой позиции занимал всего 40 секунд. Взлёт самолёты производили самостоятельно с 20-секундными интервалами по сигналу (белый флаг) дежурного офицера на мостике, посадка также осуществлялась самостоятельно – лишь разрешение и запрет давались соответствующими световыми сигналами. Ветроуказателем служила струйка пара из трубки в носовой части палубы, обозначенная веером белых линий, расходящихся от осевой линии. Аэрофинишёр имел 8 тросов в кормовой части палубы и 3 аварийных в носу.

«Сёкаку», 1941 г.

«Сёкаку», 1941 г.

«Дзуйкаку», 1941 г.

«Дзуйкаку», 1941 г.

Схематический чертёж «Дзуйкаку», 1941 г.

Схематический чертёж «Дзуйкаку», 1941 г.

17 мая 1938 г. Конгресс США в связи с завершением сроков действия ограничительных Договоров принял «Акт об увеличении флота», разрешив построить новые авианосцы общим водоизмещением 40000 тонн, и 25 сентября 1939 г. (через пять лет после головного) был заложен третий ударный АВ класса «Йорктаун» – «Хорнет» (CV-8). Были увеличены размеры лётной палубы и ангаров, и полное водоизмещение стало на 8% больше. АВ получил современное оснащение, включая зенитное вооружение, системы наведения и пару новых гидравлических катапульт, а стандартное число самолётов выросло до 85 (а фактически могло быть доведено до 100).

С началом Второй Мировой германские Крингсмарине и Люфтваффе быстро добились успехов в блокаде Британских островов. В первый же день войны, 3 сентября 1941 г., германская ПЛ (подводная лодка) потопила английский лайнер «Атения», а всего через две недели 2 торпеды с ПЛ U-29 отправили на дно и первый в этой войне авианосец – британский «Корейджес». Под давлением У. Черчилля и собственного торгово-промышленного лобби президент США Ф. Д. Рузвельт был вынужден вступить в необъявленную войну против фашистской Германии, задействовав ВМФ США для сопровождения смешанных конвоев из английских и американских судов, пересекавших Атлантику. В первые же месяцы обе «невоюющие стороны» понесли серьёзные потери в ЭМ (эсминцах), ПЛ и судах, но эти факты замалчивались: Конгресс США был категорически против вступления в войну, а Гитлер надеялся на сохранение американцами нейтралитета. Требовалось срочно усилить противолодочную и противовоздушную оборону конвоев истребителями и истребителями-бомбардировщиками. Имевшихся в Атлантике АВ не хватало, да и использовать их в составе тихоходных конвоев было нерационально. И тут пригодился опыт перестройки грузовых судов в гладкопалубные авианосцы, полученный ещё в Первую Мировую. Уже 13 декабря 1940 г. командующий авиацией ВМФ США контр-адмирал У. Хэлси доложил президенту план переоборудования нескольких грузовых судов во вспомогательные авианосцы. План был одобрен. 6 марта 1941 г. ВМФ приобрели сухогруз типа C3-S-A1, и уже 2 июня вступил в строй первый АВЭ (эскортный авианосец) на 21 самолёт – «Лонг Айленд» (AVG-1). Переоборудование заняло всего 75 рабочих дней, и корабль получился не очень удачным: короткая навесная лётная палуба, никаких надстроек, недостаточная мореходность, – поэтому в войне корабль использовался как учебный и ТАВ, а следующие 4 АВЭ этого класса (BAVG-1,2,3,5) были переданы Королевскому Флоту. На BAVG-4 «Чарджер» (AVG/CVE-30, введен в строй 3 марта 1942 г.) были выполнены доработки, и он был оставлен в ВМФ США для обучения британских пилотов. Намного удачнее вышли АВЭ класса «Боуг», построенные с учётом боевого опыта. За полтора года было построено 46 АВЭ на базе сухогрузов C3, 39 из которых были переданы в аренду Великобритании. С учётом 7 возвращенных Британией, ВМФ США использовали всего 14 АВЭ этого класса в качестве учебных и авиатранспортов. Несмотря на ряд недостатков, АВЭ класса «Боуг» обеспечили бесславный конец «волчьим стаям» ПЛ Деница в водах Атлантики.

Слева вверху: «Лонг Айленд» 10 июня 1944 г. с грузом из 21 F6F-5, 20 SBD-5 и двух бипланов – амфибий Грумман J2F «Дак» отправляется из Калифорнии к местам боёв.

Справа вверху: схематический чертёж АВЭ «Лонг Айленд» (AVG-1).


Слева: «Чарджер» (CVE-30), 1943 г.

Следующие 4 АВЭ класса «Сэнгамон» были переделкой танкеров, и эта серия стала очень удачной. Они несли уже по 34 самолёта, обслуживаемых двумя подъёмниками и 1-2 палубными катапультами. Начав боевую карьеру с сопровождения атлантических конвоев и поддержки африканских десантов осенью 1942 г., они впоследствии успешно воевали на ТО ТВД. Прибыв на Тихий океан в самый сложный для флота США период, – зимой 1943 г., – они затем участвовали почти во всех важнейших сражениях. Но продолжения серии не последовало, поскольку осенью 1942 г. президент Рузвельт одобрил инициативное предложение инженера и предпринимателя с западного побережья Г. Кайзера о постройке 50 АВЭ на базе военных транспортов типа Р-1. Возможно, одобрение этого «безумного» проекта было вызвано психологическим шоком от потери в течение 1942 г. 5 из 7 АВ, действовавших на ТО ТВД. «Лэнгли» был потоплен в феврале, «Лекс» - в мае. «Йорктаун» - в июне, «Уосп» - в сентябре, «Хорнет» - в октябре, «Сара» дважды – в январе и августе получала торпеды от японских ПЛ и большую часть года провела в доках на ремонте, и лишь «Энтерпрайз», несмотря на полученные в августе и октябре повреждения, оставался в строю. Новые ударные АВ ещё только строились, да и возникли сомнения в целесообразности «больших АВ», которые сгорали как бенгальские свечи. Но «безумный» проект был выполнен, и все АВЭ были построены ровно за год: 8 июля 1943 г. вступил в строй головной АВЭ «Касабланка» (CVE-55), а 50-й, – «Мунда» (CVE-104), – 8 июля 1944 г., причём на строительство одного корабля в конце серии уходило всего 3,5 месяца. АВЭ класса «Касабланка» стали самыми массовыми авианосцами в истории и внесли неоценимый вклад в разгром японского флота, несмотря на то, что несли всего по 27-28 самолётов каждый.

Слева вверху: «Санти» (CVE-29) на якорной стоянке у о. Гуам в июне 1944 г. На палубе – истребители F6F «Хэллкэт» и торпедоносцы TBF «Авенджер».
Справа вверху: схематический чертёж АВЭ «Касабланка».

Слева: АВЭ «Гэмбир Бэй» (CVE-73) типа «Касабланка» летом 1944 г.

>> ПРОДОЛЖЕНИЕ


Вернуться в РАЗДЕЛ "АВИАНОСЦЫ"

Вернуться в МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА







Хостинг от uCoz