ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК |
АВИАНОСЦЫ
часть 2
Но вернемся в 1940 г. Штаб Императорского флота внимательно следил за ходом «Битвы за Атлантику» и тоже пришёл к выводу о необходимости «малых авианосцев» для защиты морских коммуникаций. Сначала для переделки в АВЛ были выбраны две БПЛ (базы подводных лодок), спущенные на воду в июне 1936 г. Уже 27 декабря 1940 г. был введён в строй первый из близнецов – «Дзуйхо», а переделка «Сёхо» продолжалась до января 1942 г. При немного больших размерах и водоизмещении эти АВЛ по характеристикам очень походили на первый «истинный» японский АВЛ «Рюдзё», разве что численность авиагруппы была чуть меньше – около 30 самолётов. Затем настала очередь переделки трёх недостроенных пассажирских лайнеров, первый из которых, «Таё», вступил в строй как АВЭ 15 сентября 1941 г., а переделка «Уньё» и «Чуё» затянулась до 31 мая и 25 ноября 1942 г. При вдвое большем водоизмещении чем у «Рюдзё», они имели ход около 21 узла и несли всего по 27 самолётов. И если «Таё» участвовал в морских сражениях, то два остальных использовались только как ТАВ и учебные.
«Тайо», 1941 г. |
схематический чертёж «Тайо»
|
Штаб Императорской армии в преддверии будущих десантных операций тоже хотел обзавестись собственными авианосными кораблями, и в том же 1940 г. в рамках программы конверсии пассажирских лайнеров в десантные транспорты два из них начали перестраивать в АВЭ. Головной АВЭ армии «Акицу Мару» вступил в строй 30 апреля 1942 г. Переделка заключалась в установке навесной палубы с одним лифтом или краном, а 8 разведчиков-корректировщиков Кокусай Ki-76 (копия немецкого «Шторьха») и 12 A6M2 располагались на лётной палубе или под ней, на основной палубе судна, там же размещались десантные плашкоуты. Никакого дополнительного оборудования для взлёта и посадки не было, поскольку Ki-76 могли работать и со 123-м площадки, а «Зеро» предполагалось сажать на суше.
10 июня 1941 г. был заложен первый из серии новых японских АВ, призванных стать ядром ударных линейных флотилий, – «Тайхо». Дальнейшее развитие «боевых журавлей», эти авианосцы при том же размере авиагруппы должны были иметь значительно большее водоизмещение, эффективное бронирование и мощное зенитное вооружение. Но строительство «Тайхо» затянулось до 7 марта 1944 г., а заказ на два других АВ серии был в 1943 г. отменен в пользу заказа 5 ещё более мощных АВ, которые так и не были построены.
США также ускорили подготовку к войне. 28 апреля 1941 г. был заложен киль первого из самой большой серии ударных авианосцев Второй Мировой, – «Эссекса» (CV-9, см. статью «Авианосцы типа Эссекс»). Еще два таких же корабля – 15 июля (CV-16, будущий новый «Лексингтон») и 15 сентября (CV-17, «Банкер Хилл»), и ещё два – 1 декабря (CV-10, будущий новый «Йорктаун», и CV-11 «Интрепид»). Но до ввода в строй этих кораблей оставалось ещё более полутора лет. Правда, в ходе войны промышленность США не только строила гораздо больше авианосцев одновременно, но и сумела строить их гораздо быстрее, чем японская. Если строительство первых АВ типа «Эссекс» длилось более двадцати месяцев, то, например, «Франклин» (CV-13) был введён в строй 31 января 1944 г. всего через 14 месяцев после закладки. Для сравнения строительство «Тайхо» заняло 21 месяц, «Синано» перестраивался из наполовину готового линкора более 2,5 лет, и даже ударные АВ класса «Унрю», заложенные в 1942 г., строились по 20 месяцев и более.
Итак, к 1941 г. Императорская Япония приняла политическое решение вступить во Вторую Мировую войну, прорвать экономическую блокаду и захватить богатые ресурсами страны Юго-Восточной Азии, Ост-Индии и Индокитая. Перед командующим Императорским флотом адмиралом Исороку Ямамото встала проблема быстрой нейтрализации флотов Союзников и особенно США, вступление которых в войну при таком сценарии казалось неизбежным. Уже весной 1940 г. США провели передислокацию главных сил Тихоокеанского флота из ВМБ (военно-морской базы) Сан-Диего (Калифорния) в ВМБ Пёрл-Харбор (о. Оаху, Гавайи). Но ведь ещё 11 ноября 1940 г. всего два десятка британских торпедоносцев-бипланов «Феэри Суордфиш» с АВ «Илластриес» разгромили итальянский линейный флот в ВМБ Таранто, и Ямамото, располагавший гораздо более сильной палубной авиацией, принял решение нанести упреждающий удар по ВМФ США прямо в гавани. Ведь с вводом в действие «журавлей» в 1941 г. авианосные силы Японии становились сильнейшими в мире. И не только количественно. Да, Япония имела 10 АВ и до 650 палубных самолётов первой линии против 6 АВ с 500 самолетами у США и 8 АВ с 280 самолётами у Великобритании. А на Тихом океане превосходство над Союзниками было ошеломляющим – 10 японских АВ против 3 американских и 1 британского. Но превосходство было и качественным. Все ударные АВ Японии были либо новыми, либо прошли глубокую модернизацию в 1941 г. Они были вооружены лучшими на тот момент палубными истребителями Мицубиси А6M2 «Зеро», пикировщиками Айчи D3A1 «Вэл» и торпедоносцами Накадзима B5N2 «Кэйт», а лётчики имели богатый боевой опыт и полгода специальных тренировок за плечами. Авианосцы США были в процессе перевооружения на истребители Грумман F4F-3 «Уайлдкэт» и пикировщики Дуглас SBD-2 «Донтлис», а новые торпедоносцы Грумман TBF-1 «Авенджер» только запускались в серийное производство.
До сих пор обсуждается версия, по которой Президент США Рузвельт сам спровоцировал атаку на «Жемчужную гавань», специально в 1940 г. переведя линейный флот на Гавайи в качестве «приманки», ведь Япония не смогла бы нанести удара по флоту в его континентальных базах. Сторонники этой версии утверждают, что японский военно-морской шифр уже был разгадан спецслужбами США, и потому самые ценные боевые единицы флота, – ударные авианосцы, – были заблаговременно выведены из-под атаки. Мне последнее утверждение кажется очень сомнительным, ведь в то время никто, даже Ямамото, не мог предполагать, что главным оружием в Тихоокеанской войне станут авианосцы, а затем и стратегические бомбардировщики. Вплоть до конца 1944 г. обе стороны пытались переломить ход войны именно с помощью линкоров, но почему-то вопреки разработкам стратегов исход морских сражений часто определяли всё-таки палубные самолёты, а линкоры становились их жертвами. Против этой версии говорят и состояние, и дислокация АВ США на 7-8 декабря 1941 г.
Слева: Модернизированный «Лекс» со своей авиагруппой: F2А-1 на баке, SBD-2 на спардеке и TBD-1 на юте, октябрь 1941 г., вблизи ВМБ Сан-Диего.
|
В начале 1941 г. «Старые Леди» прошли плановый ремонт, в ходе которого получили по 8 тросовых аэрофинишёров улучшенной конструкции в корме и носу, и по 6 счетверённых 28-мм автоматических пушек, которые моряки сразу прозвали «чикагскими пианино». Проект реконструкции предусматривал демонтаж башен 203-мм орудий с их заменой на зенитные установки, но это было сделано лишь весной 1942 г., причём «Лекс» новых мощных 127-мм и 40-мм зениток так и не получил, что, видимо, и определило его судьбу. К декабрю 1941 г. их авиагруппы включали по 36 пока ещё несовершенных пикировщиков и разведчиков SBD-2 «Донтлис», 9-18 не очень удачных истребителей. F2A-1 и F2A-3 «Бафэло» и 18-21 устаревших торпедоносцев TBD-1 «Девастейтор». Состав авиагруппы на «Энтерпрайзе» был немногим сильнее. Лётчики всех АВ только осваивали новые F4F-3, которые стали поступать с августа.
Где же были авианосцы США 7 декабря 1941 г.? «Лекс» транспортировал 12 стареньких SB2U-3 «Виндикейтор» Корпуса морской пехоты на о. Мидуэй, «Энтрепрайз» ушёл с грузом F2A-3 и F4F-3 для морской пехоты на о. Уэйк, а «Сара» только принимала такой же груз в Сан-Диего для доставки туда же. Остальные АВ США оставались в Атлантике. «Йорктаун» пополнял запасы в Норфолке после второго выхода на сопровождение конвоев и лишь 30 декабря прибыл в Сан-Диего. «Хорнет», введённый в строй 25 октября 1941 г., проводил первые тренировки авиагруппы в Норфолке. «Рейнджер» как раз возвращался в Норфолк из патруля по Южной Атлантике, а «Уосп» проводил патрульные и тренировочные полёты в районе Бермудских островов.
Подготовка, ход и результаты событий 7-8 декабря 1941 г. описаны в статье «Пёрл-Харбор. Истоки войны». Отметим лишь, что новому командующему Тихоокеанским флотом США адмиралу Честеру Нимицу в наследство из крупных боевых кораблей достались только четыре авианосца, а пятый, – «Хорнет», – мог быть задействован лишь с марта 1942 г. «Энтрепрайз» заступил на прикрытие Гавайских островов (Нимиц опасался повторной атаки японских палубников). «Старые Леди» были направлены на поддержку о. Уэйк, но опоздали: 23 декабря сопротивление морских пехотинцев было сломлено благодаря ударам палубной авиации с «Сорю» и «Хирю», отделившихся 16 декабря от флота, атаковавшего Пёрл-Харбор. В январе 1942 г. «Йорктаун» и «Энтрепрайз» сопровождали конвои с подкреплениями для морской пехоты к островам Самоа, а затем провели рейды к островам Гилберта и Маршалловым. Тем временем 11 января «Сара» в 500-милях от Гавайев получила торпеду от японской ПЛ I-16. Ремонт и уже упоминавшаяся замена вооружения сначала в Пёрл-Харборе, а потом на Западном побережье, затянулись до конца мая, так что «Сара» не успела прибыть к битве у атолла Мидуэй. В феврале-марте «Лекс» и «Йорктаун» отправились в первый рейд на Рабаул, крупнейшую японскую военно-морскую и авиационную базу в южной части Тихого океана. Хотя поход и не закончился ударами по Рабаулу, атаки по Лаэ позволили пилотам и командованию «Лекса» и «Йорктауна» накопить драгоценный опыт, который потом весьма пригодился в мае-июне. «Энтрепрайз» приобретал такой же опыт в атаках о. Уэйк и островов Маркуса. То есть в начале 1942 г. Тихоокеанский флот США лишь пытался «булавочными уколами» атак палубных самолётов остановить безудержное продвижение японских десантов.
Тем временем японский флот, разделавшись, как казалось, с флотом США, готовился уничтожить Дальневосточный флот Великобритании, Голландии и других Союзников. «Рюдзё» и гидрокрейсера ещё с 8 декабря 1941 г. бесчинствовали в индонезийских и малайских проливах, к марту 1942 г. совместно с базовой морской авиацией потопив, повредив или отогнав в порты Австралии и Цейлона большую часть надводных кораблей Союзников, в том числе потопив и ТАВ «Лэнгли». Поскольку ещё 10 декабря в ВМБ Кавите на о. Лусон базовой авиацией японского флота был уничтожен основной запас американских торпед, подлодок и эсминцев США можно было не опасаться. И в конце марта 1942 г. ударный японский флот во главе с теми же 5 авианосцами, что атаковали Пёрл-Харбор (за исключением «Кага», ушедшего в Японию на ремонт) и 4 ЛК, отправились в рейд вокруг Индокитая в Индийский океан и к о. Цейлон. С 31 марта по 9 апреля палубные самолёты топили всё, что им попадалось в Бенгальском заливе, гаванях Коломбо и Тринкомали, включая британский АВЛ «Гермес II». Оба полноценных британских АВ – «Индомитабл» и «Формидабл», а также единственный оставшийся современный ЛК «Уорспайт», пытались контратаковать, но так и не вошли в боевой контакт. Казалось, японские авианосные флотилии непобедимы.
Где же был «Хорнет»? Ещё 2 февраля он вышел из Норфолка с двумя армейскими средними бомбардировщиками B-25B «Митчелл» на палубе, и они успешно взлетели. Идея, предложенная капитаном Дунканом, одобренная адмиралом Кингом и генералом Арнольдом, заключалась в нанесении удара по сердцу Японии в отмщение трагедии Пёрл-Харбора. Непосредственная проработка плана возлагалась на Дункана, а осуществление – на подполковника Дулиттла, ещё в 30-ые прославившегося сумасшедшими полётами на гоночных самолётах. Бомбардировщики B-25B и добровольцы, ничего не знавшие о целях задания, были отобраны в 17 Бомбардировочной Группе и переведены в Калифорнию, где прошли тренировки по взлёту с ограниченной площадки. С самолётов было снято всё лишнее, начиная от прицелов Норден и заканчивая пулемётами (их стволы заменили ручками от швабр), были установлены дополнительные бензобаки. 2 апреля 1942 г. «Хорнет» с 16 B-25B на палубе и собственными самолётами в ангарах вышел с кораблями охранения из Сан-Франциско. Только в море 70 офицеров и 64 остальных члена экипажей B-25 были ознакомлены с приказом: нанести удар по Токио и другим городам с малой высоты, стараться долететь до Китая и спасаться, кто как сможет. С целью обеспечения истребительного прикрытия 13 апреля у о. Мидуэй к эскадре присоединился «Энтрепрайз». 18 апреля в 600 милях от побережья Японии эскадра была замечена патрульным катером, и в девятом часу утра B-25B стали взлетать. Расстояние до целей в полтора раза превышало расчётное, но так или иначе пилоты имели билеты в один конец. Несмотря на начинавшийся шторм, все «Митчеллы» взлетели и долетели до Японии, где отбомбились с высоты 500 м тремя-четырьмя 227-кг бомбами по Токио, Кобэ, Йокогаме и Нагойе, а затем потянули дальше на запад. Один долетел до Владивостока и был интернирован, 4 разбились уже на китайском берегу, 11 были покинуты экипажами над морем. 25 апреля 1942 г. эскадра вернулась в Пёрл-Харбор с успехом, который ещё год держался в абсолютном секрете, и даже Рузвельт упоминал об этом рейде, пользуясь только кодовым названием «Шангри-Ла». Физический ущерб от бомбардировки, конечно, был невелик, но моральный успех – неоценим. Флот США оказался жив и готов к ответным ударам. Этот налёт заставил Японию постоянно держать наготове ПВО, включая эскадрильи перехватчиков, которые очень пригодились бы на Соломонах и Новой Гвинее в последующие месяцы.
|
B-25B Дулиттла взлетает с авианосца «Хорнет» (CV-8), 18 апреля 1942 г. |
Ямамото, воодушевлённый успехами авианосных соединений, задумал нанести решительный удар по атоллу Мидуэй, роль которого как базы флота и авиации США с потерей большинства других баз неизмеримо возросла. Ожидавшееся противодействие авианосцев США также входило в план «решающей» битвы. К сожалению, одновременно штаб Императорской армии запланировал окончательный захват Новой Гвинеи и потребовал помощи от флота в захвате Соломоновых островов. Эти острова должны были стать «щитом» Новой Империи от растущих сил Союзников в Австралии. Армия сформировала флот вторжения в Порт-Морсби. Ямамото был вынужден направить «Сёхо» для ближнего прикрытия этого флота, «журавли» же возглавили флот дальнего прикрытия в Коралловом море. Нимиц, знавший благодаря успехам дешифровщиков о планах японского Командования, направил всё, чем обладал, – «Лекс» и «Йорктаун», – на перехват японских флотилий. 4 мая 1942 г. патрульный австралийский самолёт обнаружил выгрузку десанта на Тулаги, и палубники с «Йорктауна» нанесли удар по десанту, ставший шоком для всех японских флотилий в этом районе. Следующие два дня противники бороздили Коралловое море в поисках друг друга. 7 мая японский разведывательный самолёт обнаружил танкер «Неошо» (заправщик «Йорктауна») под охраной ЭМ, приняв их за АВ и крейсер. В 7:30 «Сёкаку» и «Дзуйкаку» подняли все самолёты, и вскоре ЭМ затонул, а «Неошо» загорелся. Но уже в 8:15 разведчик с «Йорктауна» нашёл японские АВ, и адмирал Флетчер приказал поднять в атаку все самолёты с «Лекса» и «Йорктауна». Нашли они, правда, лишь АВЛ «Сёхо», у которого не осталось ни одного шанса: 93 американских самолёта высыпали весь свой груз, и 13 бомб плюс 7 торпед к 10:35 отправили «Сёхо» на дно.
|
Попадание очередной торпеды в «Сёхо», 7 мая 1942 г. |
|
«Лексингтон» (CV-2), покинутый командой, горит и кренится. На юте видны ещё не повреждённые самолёты. 8 мая 1942 г. |
Теперь и адмирал Флетчер, и адмирал Иноуэ вынуждены были пойти ва-банк: утром 8 мая «Лекс» и «Йорктаун» подняли 81 самолёт, а «Сёкаку» и «Дзуйкаку» – 69. Авиагруппа с «Лекса» целей сначала вообще не нашла, торпедоносцы с «Йорктауна» также успеха не добились, и лишь пикировщики тремя попаданиями подожгли «Сёкаку», и тот вышел из боя. Тем временем более опытные японские лётчики прорвались через слабый истребительный заслон и добились попаданий 2 авиаторпед и 2 авиабомб в «Лексингтон» и 1 авиабомбы в «Йорктаун». Последний быстро потушил пожар, но на «Лексе» воспламенились пары авиационного бензина, и серия взрывов после полудня разворотила ему внутренности. По донесениям японских пилотов оба американских АВ были потоплены, и Иноуэ послал «Сёкаку» на ремонт в метрополию, а «Дзуйкаку» – на о. Трук. Ямамото лично отменил приказ Иноуэ и приказал «Дзуйкаку» завершить уничтожение американского флота, но все поиски остались безрезультатными. Тем временем японский десант захватил острова Тулаги и Гуадалканал, где приступил к строительству авиабаз. Так завершилась первая в истории битва авианосных соединений, проводившаяся на удалении в сотни миль и только палубными самолётами. Потери США были большими: потоплены авианосец «Лексингтон», эсминец и танкер против одного японского АВЛ, но оба «журавля» были также выведены из строя – даже «Дзуйкаку» восстановил потери в авиагруппе лишь к 12 июня и не успел переломить ход битвы у Мидуэя.
Сама битва авианосцев у атолла Мидуэй и её результаты уже подробно описаны в этой серии статей (см., например, «Американские морские бомбардировщики и торпедоносцы»). Япония потеряла все авианосцы, участвовавшие в операции – «Акаги», «Кагу», «Сорю» и «Хирю», а десант был сорван. «Большой авианосный флот» Японии был более чем наполовину уничтожен. В строю оставались только два «журавля» и два АВЛ, – «Рюдзё» и «Дзуйхо». США потеряли «Йорктаун», но сохранили важнейшую базу. В строю оставались «Сара» (только что прошедшая ремонт), «Энтрепрайз» и «Хорнет». В июне «Уосп», переброшенный из Атлантики, пополнил авиагруппу новейшими истребителями F4F-4, торпедоносцами Грумман TBF-1 «Авенджер» и пикировщиками SBD-3. К 1 июля 1942 г. авианосные силы США и Японии на ТО ТВД практически сравнялись.
|
«Йорктаун» (CV-5) горит 4 июня 1942 г. в битве при атолле Мидуэй после налёта пикировщиков D3A «Вэл». |
|
Развороченный бомбами пикировщиков «Донтлис», «Хирю» горит 5 июня 1942 г. |
Но с самого начала войны, даже до понесённых в мае - июне потерь, сил флота США явно не хватало для отражения хорошо спланированных японских атак на огромных пространствах Тихого океана от Уэйка до Явы, Сингапура и Австралии. Уже в январе 1942 г. было принято решение достроить 5 из заложенных в 1941 г. КрЛ (лёгких крейсеров) класса «Кливленд» как АВЛ, а в 1942 г. начали переоборудовать еще четыре. Первый из серии лёгких авианосцев нового поколения «Индепенденс» (CVL-22) вступил в строй 14 января 1943 г., а последний девятый, – «Сан Хасинто» (CVL-30), – 15 декабря того же года. Поспешностью переделки объяснялись некоторые недостатки: навесная палуба с одной катапультой в носу по левому борту и двумя лифтами, 4 коротких дымовых трубы и маленькие надстройки перед ними на правом борту, частично открытые ангары. Но всё-таки эти АВЛ несли до 45 самолётов и приняли на себя всю тяжесть боёв в 1943 г., пока не стали массово вводиться в строй АВ типа «Эссекс».
«Индепенденс» (CVL-22) выходит из Сан-Франциско 15 июля 1943 г. На палубе – 9 пикировщиков SBD-4 (на спардеке и юте) и 9 торпедоносцев TBM-1 (на баке и у «острова»). |
Штаб Императорского флота тоже пытался усилить авианосные флотилии. Зимой 1941 г. начали перестраивать ещё одну БПЛ в АВЛ «Рюхо» по типу перестроенных ранее «Сёхо» и «Дзюйхо», а два недостроенных пассажирских лайнера – в АВ «Дзюньё» и «Хиё». «Рюхо» вступил в строй 28 ноября 1942 г., а «Дзюньё» и «Хиё» – 5 мая и 31 июня 1942 г. Проект этих лайнеров, заложенных в 1939 г., с самого начала предусматривал их быстрое переоборудование во вспомогательные АВ. Более медленные, чем ударные АВ, они всё же несли больше самолётов, чем АВЛ, имели полноразмерные лётную палубу и «остров», две ангарные палубы (правда, уменьшенной высоты), развитую ПТЗ и достаточно мощное зенитное вооружение. На «Хиё» долго отлаживали силовую установку, а вот «Дзюньё» уже 26 мая вместе с «Рюдзё» вышел в рейд к побережью Аляски, – отвлекающий манёвр был предпринят для обеспечения успеха десанта на Мидуэй.
|
«Дзюньё» в ВМБ Сасебо после капитуляции Японии, 26 сентября 1945 г. |
>> ПРОДОЛЖЕНИЕ
Вернуться в
НАЧАЛО СТАТЬИВернуться в
РАЗДЕЛ "АВИАНОСЦЫ"Вернуться в
МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮВернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮВернуться в
КАРТУ САЙТА