ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ

Эскадренные миноносцы


Появление миноносок — нового класса кораблей.

Эскадренный миноносец "Разящий" на Ревельском рейде

Как ни парадоксально, появление класса кораблей, который сыграл выдающуюся роль в борьбе за скорость, связано именно с усилением бронирования. Броня надежно укрывала личный состав и материальную часть кораблей от артиллерийского огня. Ощущалась необходимость в эффективном средстве поражения броненосцев. И такое средство было найдено.

Во всем мире в этот период быстро совершенствуется и становится грозным оружием самодвижущаяся мина — торпеда. Возрастает ее скорость, дальность действия и мощность боезаряда. Если броненосец мог выдержать ряд попаданий снарядов, то от одной торпеды он погибал или, в лучшем случае, выходил из строя: ведь торпеда разрушала корабль в незащищенной броней части корпуса — ниже ватерлинии.

С учетом ограниченной дальности действия торпеды возникала проблема — как доставить ее к кораблю-цели и при этом не ощутить на себе всю мощь его артиллерийских установок. Для этой цели понадобились небольшие корабли — носители торпед, названные миноносками.

При небольшом водоизмещении в сочетании с большой скоростью не могло быть и речи о бронировании и сколько-нибудь серьезном артиллерийском вооружении миноносок. Низкий силуэт и высокая скорость должны были стать основными средствами защиты этих небольших кораблей.

Первую миноноску "Рап" водоизмещением 7,5 т и скоростью полного хода около 13 уз. в 1873 г. Англия построила по заказу Норвегии. Корабль был предназначен для нанесения удара по противнику миной, которую транспортировал на буксирном тросе, прикрепленном к дымовой трубе. Таким образом, миноноской «Рап» мог быть назван только условно.

Эсминец времён второй мировой войны

Появление миноносцев.

Казалось бы появление миноносок как класса кораблей снимает многие проблемы перед кораблестроителями ведущих стран. Энергично строит миноноски Россия. В начале русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. вице-адмирал А.А. Попов разработал чертежи миноноски водоизмещением 23 т и скоростью 16 уз. В 1877 — 1878 гг. на базе проекта Попова было построено около 100 кораблей. Россия вышла на первое место в мире по строительству миноносного флота. Ее примеру последовали Англия, а затем Франция, Германия, Италия и другие страны.

Теперь перед ведущими морскими державами, обладавшими большим числом броненосцев, возникла новая серьезная проблема. Ставилась под сомнение целесообразность постройки крупных дорогих кораблей, практически не защищенных от торпед. Наличие торпедного оружия на быстроходных миноносках должно было держать броненосцы в базах и не давать им возможности выйти в море.

Современный эсминец

В этой связи высказывалось соображение, что вместо малого числа дорогих броненосцев, создающих лишь видимость морской мощи, целесообразно иметь большое число дешевых в постройке небольших кораблей различного назначения — торпедных, артиллерийских, таранных, основной защитой которых должна была стать высокая скорость.

Преувеличение возможностей торпеды и недооценка артиллерийской мощи и мореходных качеств броненосцев нашли отражение в кораблестроительных программах многих морских держав. Взамен миноносок водоизмещением 20 — 30 т с одним торпедным аппаратом началось строительство более крупных и мореходных кораблей с усиленным торпедным вооружением, получивших название миноносцев.


"НОВИК". Россия. 1911 г.


ЭСМИНЕЦ типа "ГНЕВНЫЙ"


ЛИДЕР ЭСМИНЦЕВ типа "ЛЕНИНГРАД"


АРХИВ ЖУРНАЛА МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 1976-1977 гг.:

ОТ ТАРАНА - К ТОРПЕДЕ (выпуск №1)

ЗАПАД КОПИРУЕТ (выпуск №2)

ПЕРВАЯ СЕРЬЕЗНАЯ ПРОВЕРКА (выпуск №3)

ПЕРВЫЙ В СВОЕМ РОДЕ (выпуск №4)

БАЛТИЙСКИЕ ЭСМИНЦЫ (выпуск №5)

ЧЕРНОМОРСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ «НОВИКА» (выпуск №6)

АРХИВ ЖУРНАЛА МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 1998-2003 гг.:

ЛИЛИПУТЫ ПРОТИВ ВЕЛИКАНОВ. (выпуск №1)

НОСИТЕЛИ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СКАТОВ». (выпуск №2)

ПАТЕНТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ. (выпуск №3)

КАКИМ БЫТЬ МИНОНОСНОМУ СУДНУ? (выпуск №4)

ОТ 100 ФУТОВ К 100 ТОННАМ (выпуск №5)

КОРАБЛИ «ДИВИЗИОННОЙ» ЛИНИИ. (выпуск №17)

РОКОВАЯ ТОРПЕДА С «БЕЛОГО ОБЛАКА» (выпуск №19)

«ЧЕРНАЯ ПРИСЛУГА» АДМИРАЛА ТИРПИЦА. (выпуск №25)

ЗНАМЕНИТЫЕ "НОВИКИ". (выпуск №29)

"САМУРАЙ ВЫБИРАЕТ МЕЧ". (выпуск №36)

НАКАНУНЕ ПЕРЛ-ХАРБОРА. (выпуск №43)

ГЕРОИ И АНТИГЕРОИ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ. (выпуск №53)


Вернуться в МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz