ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

Эскадренные миноносцы


ТРИ ВОЙНЫ “НОВИКА”

Эсминец "Новик"

5 октября 1913 года на гранитной набережной Невы было особенно многолюдно. Необычное скопление жителей Петербурга вызвал красавец корабль — эскадренный миноносец “Новик”. Конечно, широкая публика явилась сюда полюбоваться его прекрасной архитектурой, но специалисты и просто знающие люди считали ее не самым главным достоинством — основное было в том, что появление “Новика” знаменовало собой подлинную революцию в развитии кораблей этого класса. Именно “Новик” положил начало строительству эскадренных миноносцев нового типа во всех флотах мира.

Стоит, наверное, напомнить, что перед началом первой мировой войны миноносные корабли составляли два подотряда: собственно миноносцы и контрминоносцы. Причем германские эсминцы, созданные исключительно для торпедных атак в составе флотилии, вооружались мощным, по представлениям того времени, торпедным вооружением. Артиллерией немцы необоснованно пренебрегали — они считали, что боевую устойчивость соединения должен обеспечивать легкий крейсер — лидер миноносцев. Столь же пренебрежительно отнеслись германские кораблестроители и военные к радиооборудованию — предполагалось, что корабли подобного типа не следует использовать ни для разведки, ни для постановки мин заграждения. Однако германские эсминцы обладали высокой скоростью, хорошей мореходностью и достаточно большой дальностью плавания.

"Новик"

Свой тип эсминца последовательно развивали и англичане, причем артиллерия на британских кораблях традиционно была более мощной, чем у германских “торпедоносцев”. А по английским образцам равнялись, постоянно усиливая артиллерийское вооружение миноносцев, и другие военно-морские флоты мира. Все, кроме русского...

Новый эскадренный миноносец строился на добровольные пожертвования, собранные населением России в период русско-японской войны. Из представленных “Особому комитету по усилению военного флота” конкурсных проектов лучшей оказалась разработка судостроительной технической конторы Путиловского завода. Она выгодно отличалась от других крайне низким удельным расходом топлива за счет применения нефтяного отопления котлов и высокой экономичностью, а также компактностью силового агрегата — паровой турбины, и прогрессивным использованием в конструкции корабля продольного набора и стали повышенной прочности. Все это позволило при умеренном водоизмещении и высокой скорости оснастить корабль мощным артиллерийским и торпедным вооружением и весьма совершенной по тому времени радиостанцией, обеспечивающей связь на дистанции до 300 миль.

Торжественная закладка корпуса “Новина” состоялась 1 августа 1910 года на Путиловской верфи, а 4 июля 1911 года корабль благополучно спустили на воду. Начался монтаж механизмов и вооружение корабля. Швартовые испытания начались 25 апреля 1912 года, на полтора месяца ранее контрактного срока.

Это был совершенно необычный корабль: эсминец, ставший родоначальником оригинальной концепции развития кораблей такого типа. Конструкторы не только позаимствовали все лучшее, что было у английских и германских эскадренных миноносцев, но и пошли дальше — к универсальному торпедно-артиллерийскому кораблю водоизмещением до 1500 т, с максимально возможным количеством торпедных труб и скорострельных 102-мм орудий, а также с устройством для постановки мин заграждения.

"Новик"

По артиллерийскому вооружению “Новик” примерно вдвое превосходил самые крупные эсминцы той эпохи. Однако его огневая мощь определялась не количеством пушек, а рациональной организацией стрельбы. Дело в том, что четыре полуавтоматических орудия “Новина” имели центральную наводку артиллерии. К тому же они существенно превосходили английские 102-мм пушки и по начальной скорости, и по массе снаряда, и по дальности стрельбы.

Столь же грозным было и торпедное вооружение русского эсминца: его восьмиторпедный бортовой залп оказался мощнее, чем у двух новейших зарубежных миноносцев. Возможность вести залповую торпедную стрельбу делала “Новик” единственным в своем роде кораблем. Столь высокая концентрация этого вооружения потребовала и особого оборудования — приборов центрального управления стрельбы торпедами.

Следует добавить, что “Новик” имел приспособления для постановки мин заграждения. Для этого на верхней палубе в кормовой части корабля проложили минные рельсы, к которым талрепами крепились мины. При постановке заграждений мины подкатывались к корме и сбрасывались в воду.

Ну и, разумеется, наиболее яркое отличие “Новика” от других кораблей состояло в его скорости — долгое время русский эсминец был самым быстрым кораблем мира. И первенство за “Новиком” (37,3 узла!) оставалось вплоть до 1917 года.

схемы "Новика"

Таким образом, эсминец благодаря широкому универсализму и огромной боевой мощи стал грозным противником для надводных кораблей всех классов и типов. Подобные “Новику” боевые единицы появились в иностранных флотах лишь во время первой мировой войны.

Англичане, хотя и стремились к усилению артиллерийского вооружения миноносцев, тем не менее оснащали эсминцы лишь тремя 102-мм пушками и четырьмя 533-мм торпедными аппаратами. Четыре 102-мм орудия имели только “лидеры”, в то время как балтийские “новики” все имели столько же пушек, а на эсминцах серии “Изяслав” было уже пять таких орудий.

Только в ходе войны англичане все-таки уяснили, что перезаряжать в боевых условиях торпедные аппараты чрезвычайно трудно. Это заставило их усилить торпедное вооружение своих новейших эсминцев с четырех до шести труб. И это в то время, как у первого “Новика” было восемь торпедных труб, а у миноносцев “ушаковской” серии даже двенадцать!

Опять же в ходе войны, в начале 1916 года, англичане осознали и необходимость оснащения эсминцев приспособлениями для постановки мин заграждения. Причем для компенсации веса мин, устанавливаемых на верхнюю палубу, с корабля приходилось снимать кормовую пушку и кормовой двухтрубный торпедный аппарат. После такой продолжавшейся 12 часов операции эсминец мог принимать 40, а лидер — 60 мин заграждения. Ну а “Новик” изначально рассчитывался на 60 шаровых мин!

Когда началась первая мировая война, “Новик” оказался единственным в русском флоте кораблем подобного типа. Его боевые характеристики настолько резко отличались от соответствующих данных других эскадренных миноносцев, что он был зачислен в отряд... крейсеров Балтийского флота, в составе которого и начал мировую войну.

В свой первый боевой поход совместно с крейсерами “Новик” вышел 1 сентября 1914 года, когда крупная волна вынудила остальные эсминцы вернуться в шхеры. С немецким крейсерским дозором русские корабли встретились уже на следующий день. Противник немедленно начал отходить. Сорок минут преследовал “Новик” легкий крейсер “Аугсбург”, но крупная зыбь не позволила догнать неприятеля.

Эсминец "Новик" в бою

Со второй половины сентября 1914 года Балтийский флот приступил к активным минным постановкам во вражеских водах, для чего был выделен отряд эскадренных миноносцев особого назначения — “Генерал Кондратенко”, “Пограничник”, “Сибирский стрелок” и “Охотник”. “Новик” был назначен в этот отряд лидером. Минные постановки велись в юго-западной и южной частях Балтийского моря, имевших большое значение для Германии. Дело в том, что Нильская бухта вместе с прилегающими к ней районами во время первой мировой войны была местом боевой подготовки всего кайзеровского флота и нарушение в этом месте плавания существенно подрывало боеспособность кораблей. Здесь, в юго-западной части Балтийского моря, сходились морские маршруты германских транспортов, и от безопасности этих путей зависела работа многих сталелитейных и оружейных заводов.

"Новик в бою"

Минные постановки отряда особого назначения прикрывал, как правило, второй дивизион миноносцев. Но “Новик” действовал зачастую самостоятельно, его операции не обеспечивались дополнительными силами. Расчет был на скрытность действий и большую скорость корабля. Курсы и скорость подбирались так, чтобы миноносец, следуя вдали от берега, успевал поставить мины в течение темного времени суток и к утру вернуться к своим берегам.

Считая, что материальная база русского флота слаба и он не может представлять особой опасности, немцы не вели постоянной разведки и наблюдений в важнейших для них районах. Это облегчило нашим морякам минные постановки в неприятельских водах. В итоге 5 ноября 1914 года, через 12 дней после минирования, подорвался и затонул броненосный крейсер “Фридрих Карл”. Для немецкого командования это было полной неожиданностью; противник решил, что крейсер торпедировала подводная лодка, поскольку не допускалось даже и мысли о русских минных постановках в этих водах.

Cхема Моонзундского сражения

В августе 1915 года германский флот еще раз попытался прорваться в Рижский залив. Для этого были сосредоточены громадные силы: 2 линейных корабля, 4 крейсера, 33 эскадренных миноносца, 4 дивизиона тральщиков, значительное число сторожевых кораблей и вспомогательных судов. Отряд прорыва прикрывали 10 дредноутов, 5 броненосных крейсеров и 32 эскадренных миноносца. Но тральные работы германского флота затруднялись умелыми действиями линейного корабля “Слава”. Раздосадованное неудачами германское командование направило ночью 17 августа в Рижский залив новейшие эсминцы V-99 и V-100, которым было приказано обнаружить и потопить торпедами русский корабль. И вот почти в полной тьме немцы неожиданно столкнулись с двумя эскадренными миноносцами. Это были “Генерал Кондратенко” и “Охотник”. Завязался бой, но противники быстро потеряли друг друга из вида. В 23 часа “Новик”, находившийся в то время у выхода из Ирбенского пролива, принял радиограмму с “Генерала Кондратенко”. Надо было помешать попытке врага форсировать вход в залив, поэтому моряки быстро приготовились к отражению атаки. Тревожно тянулось время... В 1 час 10 мин. немецкие эсминцы были внезапно освещены прожекторами с “Украины” и “Войскового”. Всего три минуты продолжался бой. С расстояния 600 м русские комендоры добились нескольких попаданий, а две выпущенные миноносцем торпеды прошли под килями немецких кораблей. Но противники вскоре опять разминулись, чему благоприятствовала исключительно темная ночь. Немцы уже не сомневались в провале своего предприятия и выжидали рассвета с тем, чтобы выйти из залива через район минных заграждений.

Ждали утро и на “Новике”. И вот в предрассветной мгле у Михайловского маяка сигнальщики заметили два миноносца, шедших полным ходом навстречу. На поднятые опознавательные сигналы ответа не последовало. Все сомнения отпали — это были лучшие эскадренные миноносцы германского флота V-99 и V-100, имевшие скорость хода 35,5 узла. Их общее вооружение составляло восемь 88-мм орудий и двенадцать торпедных труб. Однако русские моряки не дрогнули. Они великолепно знали свой корабль, его артиллерию и свои возможности. Эту уверенность дали изнурительные тренировки, когда матросы часами кидали тяжелые стальные болванки в жерла четырехдюймовок. Ибо при центральной наводке артиллерии стрельба велась залпами с целью взять противника в “вилку”, а потом — огонь на поражение с максимальной скорострельностью. После первого же накрытия заряжающие превращались в обыкновенных грузчиков — теперь количество снарядов, сыпавшихся на неприятеля, зависело от их сноровки и физической выносливости.

“Новик” открыл огонь первым с дистанции 8700 м. Неприятельские миноносцы развернулись и стали быстро отвечать всем бортом, однако их стрельба оказалась неэффективной. Вместе с тем немцам сразу же стало совершенно ясно, с кем им придется иметь дело. Третьим залпом “Новик” накрыл головной V-99 и перешел на беглый огонь. Облако дыма и пара окутало корабль, на шканцах вспыхнул пожар и упала дымовая труба, яркое пламя показалось и на корме. V-100 поспешил поставить дымовую завесу, и немцы начали отходить. Теперь уж “Новик” перенес всю мощь своих орудий на V-100 и быстро поджег его. Стрельба неприятеля стала беспорядочной. Попеременно поражая огнем оба миноносца, “Новик” маневрировал, рассчитывая загнать врага на русское минное поле. И вскоре это ему удалось. Под V-99 раздался глухой взрыв мины, затем другой, и корабль скрылся в серых волнах Балтики. V-100, имея тяжелые повреждения, еле ушел под прикрытие главных сил. “Новик” же практически не пострадал и потерь в личном составе не имел.

"Новик"

За этой победой последовал ряд не менее выдающихся боевых успехов “Новика”. Вечером 7 ноября 1915 года, следуя во главе отряда, корабль обнаружил у банки Спон сторожевое судно “Норбург”. Беглый огонь “Новика” в считанные секунды парализовал сторожевик, а затем торпеда отправила его на дно.

Балтийский флот интенсивно продолжал свои минно-заградительные операции, и “Новик” в этих походах был одним из самых активных участников. Ночные минные постановки требовали особого мужества и высокой боевой выучки экипажа, особенна штурманов, поскольку маневрировать приходилось в районах немецких и собственных минных полей. Но мины должны были стоять в самых неожиданных для неприятеля местах, и поэтому, как только спускались сумерки, перегруженные эсминцы спешили к вражеским берегам. Вскоре отряд принял радиограмму командующего флотом: “Флот извещается, что вечером 4 декабря мы потопили в Балтийском море крейсер “Бремен” и большой эскадренный миноносец”. Из официального сообщения германского командования стало ясно, что эти два корабля погибли на минах, поставленных “Новиком”. Успех русских минных постановок определялся не только числом поврежденных и погибших кораблей кайзеровского флота, ко и тем влиянием, которое оказывалось на боевую деятельность германского флота и его судоходство в южной части Балтийского моря.

В ночь на 18 мая 1916 года эскадренные миноносцы “Новик”, “Гром” и “Победитель” под прикрытием крейсеров “Рюрик”, “Олег” и “Богатырь” совершили дерзкий набег на немецкий конвой в Норчепингской бухте. В этом бою русские эсминцы впервые в мире применили залповую торпедную стрельбу по площадям. Вражеский отряд из 20 судов был рассеян, вспомогательный крейсер “Герман”, два вооруженных траулера и два парохода — потоплены.

Эскадренный миноносец «Новик» на бочке. 16 июля 1917 года, Аренсбург

В октябре 1917 года эсминец участвовал в Моонзундском сражении с германским флотом, рвавшимся к революционному Петрограду, после чего ушел на ремонт.

Вплоть до 1925 года корабль находился в порту на консервации. Приказом Реввоенсовета республики от 31 декабря 1922 года ему было присвоено имя первого Председателя ВЦИК Я. М. Свердлова, и в 1926—1929 годах “Яков Свердлов” прошел капитальный ремонт и модернизацию. Получив усиленное вооружение, обновленный корабль 30 августа 1928 года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. К началу Великой Отечественной войны он был учебным кораблем Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. В июне 1941 года эсминец “Яков Свердлов” начал боевые действия против гитлеровского флота. 28 августа корабли Балтийского флота по приказу Ставки Верховного Главнокомандующего оставили Таллин. Вместе с боевыми кораблями уходили вспомогательные суда и транспорты, на которых эвакуировались защитники города и его жители. Для “Якова Свердлова”, шедшего в охранении эскадры, этот переход оказался последним. Вражеская мина прервала путь героического эсминца.


ОКРАСКА ЭСМИНЦА “НОВИК”:

ШАРОВЫИ ЦВЕТ: гюйс-шток, вентиляторы-эжекторы шпиль, вентиляторы-дефлекторы, 102-мм пушки, световые люки, корпус выше ватерлинии, боевая рубка, носовая и кормовая надстройка, штурвал, фок-мачта и фока-рей, дымовые трубы, торпедные аппараты, выстрелы, корпус четырехвесельного яла, корпус вельбота, корпус моторного катера выше ватерлинии, шлюп-балки, сходные люки, щиты и кожухи пулеметов, трап-балка, боевые прожекторы, паровая труба паровой сирены, грот-мачта, гафель и грота-рей, шахты вентиляции, мин-балки, флагшток, ограждение гребного винта, привальный брус, элеваторы 102-мм снарядов, круглые люки, коечные сетки, забортный трап, входные двери, наклонные трапы, кожух вентиляции котельного отделения, машинный телеграф, паровой котел, дефлекторы вентиляторов котельных отделений, волнолом, кранец сигнальных флагов, площадка входа в боевую рубку, кожух котельных отделений.

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ: якорь Холла, палубный клюз, кнехты, битенг, стоячий такелаж, козырьки дымовых труб, минные рельсы, скоб-трапы, киповые планки, стопоры Легофа и рамы цепных стопоров, якорные трубы.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ: половины каждого спасательного круга, толовые огни.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ: фонарь левого бортового отличительного огня, корпус ниже ватерлинии, гребные валы, кронштейны гребных валов, корпус моторного катера ниже ватерлинии, перо руля.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ: фонарь правого бортового отличительного огня.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ: снасти бегучего такелажа, кранец.

ЛАКИРОВАННОЕ ДЕРЕВО: парадный забортный трап, нактоуз главного магнитного компаса.

ПОЛИРОВАННЫЙ МЕТАЛЛ: гребные винты (бронза), бортовые надписи, кормовая надпись, государственный герб (медь), прицелы 102-мм пушек и спаренных торпедных аппаратов (бронза), колпаки магнитных компасов (бронза).

Источник: "Моделист-Конструктор" 1984, №7


1. ЗНАМЕНИТЫЕ "НОВИКИ" (M-K 2000, #6, выпуск №29)

2. ПЕРВЫЙ В СВОЕМ РОДЕ (M-K 1976, #1, выпуск №4)

3. ЧЕРНОМОРСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ "НОВИКА" (M-K 2000, #3, выпуск №6)


Вернуться в ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ

Вернуться в МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА







Хостинг от uCoz