ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

Корабли ВМФ Великой Отечественной Войны

Техника-молодёжи, 1970 г.


1. Эсминец типа "Гневный"

Эсминец типа "Гневный"

На Черноморском флоте всего четыре эскадренных миноносца были удостоены ордена Красного Знамени за боевые отличия в Великой Отечественной войне. Два из них - "Бойкий" и "Беспощадный" - принадлежали к одному типу, разработанному советскими конструкторами в 1934-1936 годах. С первого же дня войны эти изящные однотрубные корабли приняли на себя нелегкое бремя.

Первые эсминцы появились в середине 1890-х годов, когда понадобились корабли, способные догнать и уничтожить артиллерийским огнем вражеские миноносцы. Новый класс боевых кораблей начал быстро эволюционировать. И если для первых эсминцев было характерным водоизмещение в 250-300 т, скорость 26-28 узлов, три-четыре 57-76-мм орудия и два-три торпедных аппарата, то уже к началу первой мировой войны они превратились в корабли водоизмещением 700-1200 т, со скоростью 35-36 узлов, вооруженные тремя-четырьмя 100-мм орудиями и тремя-четырьмя торпедными аппаратами. В годы первой мировой войны эсминцы, предназначавшиеся ранее для торпедной атаки больших кораблей и для уничтожения вражеских миноносцев артиллерийским огнем, показали себя на редкость универсальными кораблями. И в промежутке между двумя великими войнами при проектировании новых эсминцев учитываются две группы возлагаемых на них задач. Во-первых, действия, связанные с совместной работой с основными силами флота и авиации, - дневные торпедные атаки, торпедные атаки совместно с торпедными катерами и авиацией, артиллерийский бой с легкими силами противника, поддержанный штурмовой авиацией, охранение, разведка и т.д. Во-вторых, действия, выполняемые эсминцами, как правило, без непосредственной поддержки больших кораблей, - минные постановки, ночной поиск, конвоирование, нападение на торговые суда, противолодочная служба... Приступая к проектированию корпуса и механизмов эсминца типа "Гневный" - так назывался головной корабль новой серии, - конструкторское бюро уже было вооружено опытом проектирования и постройки лидера эсминцев типа "Ленинград". Кроме того, к этому времени была достигнута договоренность о технической помощи и консультациях с рядом итальянских судостроительных фирм. В результате конструкторы разработали проект эсминца, который, неся почти такое же вооружение, как лидер, оказался на 800 т легче.

Эсминец типа "Гневный"

Для управления артиллерийской, торпедной и зенитной стрельбой на эсминцах типа "Гневный" были установлены новые системы и приборы. Три главных водотрубных котла в котельных отделениях, расположенных одно за другим, снабжали паром две турбины, находящиеся каждая в своем машинном отделении. Общая мощность силовой установки - 48 тыс. л.с., при форсировании мощность можно было увеличить до 54 тыс. л.с.

При постройке механизмов - главных конденсаторов, корпусов редукторов и турбин - впервые широко применялась сварка. Корпус корабля оставался еще клепаным, но были приняты меры для упрощения конструкции и снижения трудоемкости. В результате стоимость последних кораблей этой серии удалось снизить более чем в два раза по сравнению со стоимостью головного корабля.

Эсминец типа "Гневный"


Особое внимание при создании эсминцев типа "Гневный" было уделено экономии топлива на средних и малых ходах для того, чтобы увеличить дальность плавания. Когда говорят о скорости такого корабля, как эсминец, обычно имеют в виду максимальную скорость, которую он может развить. Но опыт показывает, что полным ходом эсминцы ходят не так уж часто, поэтому дальность плавания определяется расходом топлива не на полном, а на 18-узловом экономическом ходу. Вот почему следует добиваться высокого к.п.д. турбины в первую очередь не на полной, а именно на промежуточной мощности, соответствующей экономическому ходу. Учтя это обстоятельство, советские конструкторы создали эсминец, превосходящий по дальности плавания эсминцы большинства воюющих держав. Наши корабли были гарантированы от того конфуза, который приключился с новейшими немецкими эсминцами типа Z во время нарвикской операции в 1940 году. В погоне за высокой экономичностью турбин на полном ходу немцы на всех своих новых кораблях приняли высокие параметры пара (75 атм и 420-430 °С). Благодаря этому они увеличили к.п.д. турбины на полном ходу на 5-6%, зато на средних и малых ходах к.п.д. снизился на 10-15%. В результате, совершив переход от Нарвика, восемь новейших немецких эсминцев остались практически без топлива. Этим воспользовалась английская авиация и потопила все восемь неподвижных кораблей в гавани.

При постройке эсминцев типа "Гневный" развернулось социалистическое соревнование между балтийскими и черноморскими судостроителями. В этом соревновании победили черноморцы: они раньше построили и раньше начали испытание "Бодрого" - головного корабля новой серии на Черном море. Немного позднее на Балтике был сдан "Гневный". И когда грянула Великая Отечественная война, в строю советских боевых кораблей сражалось немало эсминцев, спроектированных в 1934-1936 годах. На Балтике несли боевую службу "Гневный", "Сметливый", "Стерегущий". На Черном море - "Бодрый", "Бойкий", "Беспощадный", "Бдительный", "Безупречный". На Северном флоте - "Грозный", "Громкий", "Гремящий", "Стремительный".

В ночь, в дождь и в снег выходили эти корабли на минные постановки, атаковали вражеские подводные лодки и транспортные суда, высаживали и поддерживали огнем своих орудий десанты, подвозили защитникам осажденных городов подкрепления и боеприпасы, вывозили раненых и население, конвоировали транспортные суда, отбивали налеты вражеской авиации.


Эсминец типа "Гневный"


Вернуться в КОРАБЛИ ВМФ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Вернуться в МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz