ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

ГЕРМАНСКИЙ ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "БИСМАРК"  


Линкор "Bismarck"

14 февраля 1939 года в доках Гамбурга в присутствии Адольфа Гитлера был спущен на воду линкор Бисмарк, который должен был стать символом мощи германского оружия. После двух лет отделочных работ миру предстал могучий боевой корабль, оснащенный самым потрясающим и сложным оружием своего времени. Две тысячи человек были специально отобраны в экипаж для почетной службы на борту гордости немецкого флота. Не было на морских просторах корабля более элегантного и опасного чем Бисмарк. Весной 1941 года линкор отправился в свои первый боевой поход из которого уже никогда не вернулся.

"Bismarck" на достройке

"Bismarck"

"Bismarck" на пути в Норвегию, 19-20 мая 1941 года. Фото сделано с борта "Prinz Eugen" в начале операции "RheinUbung".

27 мая 1941 года в истории Второй мировой войны произошло знаковое событие: английский флот уничтожил самый мощный боевой корабль того времени — германский линкор “Бисмарк”. Уничтожил после долгой, полной приключений погони, потеряв при этом “гордость и символ Британской империи” — тяжелый крейсер “Худ”.

Почему знаковое? Главное — в срезе того времени: Гитлер стремился дать Сталину ясный сигнал, что он всерьез готовится к вторжению на Британские острова. Настолько серьезно, что готов бросить в бой свой самый сильный, только что введенный в строй линкор. До дня “Д” — даты нападения на Советский Союз — оставалось чуть больше месяца, и в серии немецких отвлекающих маневров поход линкора “Бисмарк” стал самым ярким событием. Он погиб, но те люди в высшем советском руководстве, которые разделяли со Сталиным надежду на бросок вермахта на Британские острова, знали, что уже готовятся к выходу в море собрат “Бисмарка”- линкор “Тирпиц”, а также линкоры “Шарнхорст” и “Гнейзенау” и тяжелый крейсер “Принц Ойген”, который вышел в рейд вместе с “Бисмарком”, но сумел избежать его участи. Так что для этих людей поход линкора “Бисмарк” должен был символизировать пролог к близкому, смертельной силы германскому удару по Англии.

Главное — в длительной исторической перспективе: гибель линкора “Бисмарк” ознаменовала очередной шаг в смене главных действующих сил на военно-морской сцене. В своих воспоминаниях Черчилль пишет, что заслуга в победе над “Бисмарком” принадлежит всем видам военно-морских сил, однако “линкоры сыграли решающую роль в начале и в конце боя”. Думается, здесь сказались пристрастия “бывшего военного моряка”, обретенные им в эпоху I мировой войны. Потому что главную роль сыграла все-таки авиация, и в первую очередь — тихоходные бипланы “Суордфиш” (наподобие нашего По-2, но несколько крупнее его).

Авиация с самого начала II мировой войны играла активную роль в вооруженных столкновениях на море — английская, главным образом авианосная, и немецкая береговая (авианосцев у Германии не было).

Но первую серьезную заявку на лидерство авиация сделала в марте 1941 года, когда все те же “Суордфиши” положили начало разгрому мощной итальянской эскадры.

Спустя год, в мае 1942-го, случилась битва в Коралловом море на западе Тихого океана. Это было необычное морское сражение: американскую и японскую эскадру разделяло расстояние в 350 километров. Противники не видели друг друга даже на экранах радаров. Здесь — впервые в военно-морской истории — главной ударной силой с обеих сторон стала авиация. Наступила новая эра — эра авианосцев.

 

"БИСМАРК" ВСТУПАЕТ В СТРОЙ

ОХОТА ЗА "БИСМАРКОМ"

ФОТОГАЛЕРЕЯ: ЛИНКОР "БИСМАРК"


Вернуться в ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ

Вернуться в МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА







Хостинг от uCoz