ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК |
"БИСМАРК" ВСТУПАЕТ В СТРОЙ
Гигантский линкор был построен на гамбургской верфи «Блом унд Фосс" и спущен на воду в 1939 году, в день святого Валентина, в день годовщины славной победы адмирала Нельсона у мыса Сен-Винсент. Немецкие власти устроили по такому случаю пышный праздник. Гитлер, Редер, Кейтель, Геринг, Геббельс, Гесс, Риббентроп, Гиммлер, Борман и фон Ширах собрались на трибуне, и Гитлер произнес речь, в которой высказал уверенность, что будущий экипаж корабля будет проникнут неодолимым духом славного железного канцлера. Играли оркестры, развевались нацистские флаги, Гитлер с Редером сияли от счастья, толпа в восхищении взвыла, когда внучка фон Бисмарка, Доротея фон Левенфельд, окрестила крупнейший немецкий корабль именем великого немецкого канцлера.
Линейный корабль "Bismarck" во время спуска. |
Линейный корабль "Bismarck" после спуска, 14 февраля 1939 года. Фото сделано на верфи "Blohm & Voss", Гамбург, Германия. |
"Бисмарк" на достройке между 10 и 15 декабря 1939 года. Фото сделано на верфи "Blohm & Voss", Гамбург, Германия. Корабль уже получил новый "атлантический" нос. Хорошо видна протяженность и высота броневого пояса. |
«БИСМАРК»
Корабль-гигант, 270 метров в длину и 36,6 метров в ширину, вооруженный восемью 381-миллиметровыми, 12 шестидюймовыми орудиями, 16 универсальными четырехдюймовыми орудиями (в двухорудийных башнях) и двадцатью зенитными автоматами разного калибра. Борта и башни оберегал 33-сантиметровый панцирь из специальной броневой стали марки «Вотан» (по основным параметрам эта броня была почти вдвое прочнее той, которая применялась в прежние годы на кораблях британского флота).
Мощные броневые палубы обеспечивали высокую защищенность от бомбардировок и артиллерийского огня, специальная конструкция днища - противоторпедную защиту.
Важным элементом оснащения были шесть разведывательных гидросамолетов «Арадо», которые запускались специальной катапультой.
Были назначены основные командиры боевых частей. Начальником артиллерии стал Адальберт Шнайдер, начальником аварийной службы - инженер Герхард Юнак. Потом появились остальные: Вальтер Неман -главный механик, Вольф Нойендорф - главный штурман, Ганс Ольс - первый помощник.
Третьим артиллерийским помощником стал барон Буркхард фон Мюлленберг-Рехберг из старинной эльзасской семьи. Его отец сгинул на полях сражений Первой мировой войны, брат Венделин погиб в люфтваффе в начале Второй. Перед войной Буркхард был заместителем военно-морского атташе в германском посольстве в Лондоне (когда послом был Риббентроп), жил на Гровенор-сквер и обзавелся множеством приятелей среди англичан. Он уже дважды участвовал в боевых операциях: на «Шарнхорсте», когда тот потопил «Равалпинди», и позднее - помощником капитана эсминца «Эрих Гизе» при высадке в Нарвике.
Капитаном линкора был назначен Эрнст Линдеман, умный и хладнокровный моряк, закончивший офицерское училище первым в своем выпуске, артиллерист по основной профессии, страстный любитель крепких табака и кофе.
Вместе с капитаном на борт «Бисмарка» прибыл его стюард, бывший старший кельнер из любимого ресторана Линдемана в Гамбурге. Парень был вовсе не в восторге от флотской службы, но по крайней мере доволен, что отправится в море на чем-то столь большом и безопасном.
Эрнст Линдеман родился в 1894 году в Альтенкирхене. Во флот пришел в годы Первой мировой войны. В послевоенные годы служил артиллерийским офицером на броненосцах «Эльзас» и «Шлезвиг-Гольштейн». В 1934 году успешно закончил Артиллерийскую Морскую школу. Был назначен первым артиллерийским офицером сначала на броненосец «Гессен», затем на «карманный линкор», тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». До 1939 года работал в штабе командования флотом (ОКМ) и наконец принял командование линкором «Бисмарк».
...24 июля корабль был уже готов к передаче флоту: на палубе играл оркестр, на мачте взвился нацистский флаг, «Бисмарк» вошел в строй германского военно-морского флота. Но еще несколько месяцев на борту продолжались работы и комплектование команды: прибывали связисты, медики, кочегары и машинисты, повара, шифровальщики, каптеры, артиллеристы и стюарды.
Как и во всем германском флоте, это были исключительно добровольцы и моряки по призванию; перед зачислением в команду им предстояло пройти немало испытаний, и конкурс был достаточно велик.
15 сентября «Бисмарк» покинул свое родное гнездо в Гамбурге и осторожно спустился фарватером Эльбы в студеные воды открытого моря. И все, кто видел линкор на ходу, не могли налюбоваться этим зрелищем. Военные корабли всегда поражали сочетанием силы и красоты, а «Бисмарк» - могучий и элегантный, с высокими бортами и благородным профилем, симметричными башнями и гордо высящимися мачтами, грозный и совершенный - был самым блистательным и могучим военным кораблем, когда-либо построенным на свете...
"Бисмарк" на ходовых испытаниях. |
"Бисмарк", вид с кормы. |
Силуэт "Бисмарка". |
В закрытых водах Кильского залива провели ходовые испытания, доводя скорость до 30 узлов. В начале октября «Бисмарк» вернулся в Гамбург для устранения дефектов. Тут к нему присоединилось новое детище верфи «Блом унд Фосс» - новая подводная лодка U-556, которая пришвартовалась рядом.
Капитаном U-556 был Герберт Вольфарт, которого коллеги еще в довоенные годы прозвали «рыцарем без страха и упрека» и Парсифалем. Опытного и отважного моряка очень ценил Дениц. Вольфарт командовал уже третьей подлодкой.
Между экипажами и командованием надводного гиганта и подводного хищника установились приятельские отношения. Вот типичный эпизод: Вольфарт со своими офицерами подготовил «документ», старательно стилизованный «под старину». В нем U-556 брала шефство над великаном «Бисмарком», обязуясь «защищать его от любой опасности, которая могла бы угрожать гиганту в открытом океане, морях, озерах, прудах и даже ручейках во веки веков, аминь». Декларация была украшена двумя рисунками: на одном рыцарь Парсифаль мечом отражал торпеды, метящие в «Бисмарк», на другом красовалась U-556 с «Бисмарком» на буксире. Вольфарт запечатал документ отпечатком пальца и доставил его Линдеману.
Тот от души посмеялся, велел вставить документ в рамку и повесил его в офицерской кают-компании рядом с портретами Бисмарка и Гитлера. А на церемонию введения U-556 в состав флота направил оркестр линкора.
Позднее, когда U-556 отправлялась в свой первый боевой поход и миновала «Бисмарк», Вольфарт снова вспомнил про свое «шефство» и приказал передать семафором:
- Когда придет время вам выйти в море, будьте спокойны: мы постараемся, чтобы с вами ничего не случилось.
...Как причудливо тасуется колода... Настал день, когда это обещание могло бы исполниться...
В марте 1941 года «Бисмарк» отправился на восток к Готтенхафену, где его ожидала длительная программа учебы и маневров, проводившихся за переделами досягаемости британских бомбардировщиков.
Впервые загремели могучие орудия линкора, оглушая своим рыком новичков. Самолеты «арадо» взлетали с катапульт, корректировали артогонь, отправлялись в разведывательные полеты и садились на воду. На борт их поднимали специальным краном.
Отрабатывались зенитные стрельбы, буксировка и плавание на буксире, заправка с танкеров в открытом море, устранение аварий в машинах, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы.
Вскоре к «Бисмарку» присоединился новый тяжелый крейсер «Принц Ойген» водоизмещением 14000 тонн, названный в честь принца Евгения Савойского - освободителя Вены. Корабль был только что построен на верфях «Германия» в Киле и силуэтом до такой степени походил на «Бисмарк», что на расстоянии они были практически неотличимы. Крейсер был вооружен восемью орудиями калибра 203 мм и мог достичь скорости 32 узла. Капитаном его был соученик Линдемана, Хельмут Бринкман из Любека.
«Принц Ойген» был не только похож обводами на «Бисмарк» и «Тирпиц», второй великий линкор, который вошел в строй чуть позже. И в нем самом, и в его драматической судьбе воплотилось, пожалуй, все, что характерно для кригсмарине во Второй мировой войне - от технического совершенства и личных качеств команды до «типичного», хотя и уникального боевого пути и символического последнего мига во вспышке «ярче тысячи солнц»...
У ВЛАДЫЧИЦЫ МОРЕЙ...
К началу войны Британия располагала большим военным флотом, но не только распыленным по морям и
океанам, до Гонконга и Австралии, но еще и в значительной степени устаревшим. Пять линкоров
знаменитой серии «Куин Элизабет», постройки 1915- 1916 года, с предельной, практически
недостижимой скоростью в 23 узла были разделены по флотам (3 сражались в Средиземном море,
2 состояли во флоте метрополии). Относительно в строю было еще только 4 безнадежно устаревших,
тихоходных линкора типа «Ривендж», из которых только два («Ремиллсс» и «Ривендж») участвовали
в сопровождении и охране атлантических конвоев, а два ожидали и не дождались ремонта. Из серии
«Нельсон» головной корабль взорвался на магнитной мине и более года (до августа 1940) находился
на ремонте и модернизации, а «Родни», обладая хорошим артвооружением, был рассчитан на
предельную скорость в 23, а реально развивал скорость около двадцати узлов - сказывались
повреждения в корпусе. Все четыре новых линкора типа «Кинг Джордж V» еще находились в стадии
достройки и испытаний. Головной корабль вышел в море только в начале 1940 года, а
«Принц Уэльский» - в мае 1941 года.
Британский линейный корабль "Нельсон". |
Британский авианосец "Арк Ройял". |
Британский линейный корабль "Куин Элизабет". |
Два небольших и весьма устарелых авианосца («Аргус» и «Гермес» использовались только для конвойной службы), «Фьюриес», однотипный с потопленными в первые месяцы войны, и переоборудованный из линкора «Игл» были, мягко говоря, недостаточно укомплектованы авиагруппой. Достаточно современный авианосец «Арк Ройял» был фактически единственным на Атлантическом театре военных действий. Четыре авианосца типа «Илластриес» еще находились в состоянии постройки, испытаний и комплектации.
Серьезное преимущество в крейсерском флоте (15 тяжелых и 38 легких крейсеров), в эсминцах (их было около 200, большинство «старой» постройки) и миноносцах существенно снижалось тем, что крейсерские и легкие силы особенно полно были рассредоточены по океанам и морям и очень многие обеспечивали охрану подступов к побережью метрополии.
Весьма существенным фактором был также подводный флот Германии, боевым возможностям которого очень «помогло» и стратегическое изменение обстановки - летом 1940 года, после капитуляции Франции, немецкий военно-морской флот получил базы непосредственно на атлантическом театре военных действий. В Лориенте, Бресте, Ля-Рошели, Сен-Назере верфи были задействованы в программе строительства подводных лодок. Отсюда субмарины Деница выходили в Атлантику и наносили с каждым месяцем все более чувствительные удары по британским кораблям. Немецкие рейдеры-перехватчики торговых судов, оперирующие на главных линиях мирового судоходства, получили указание конвоировать трофейные суда во французские порты. Стратегически важным было и то, что кригсмарине заранее вывели в Атлантику целую флотилию нефтеналивных и грузовых судов для осуществления дозаправки рейдеров и субмарин прямо в океане, что существенно расширяло возможности боевых действий.
Получалось так, что громадный, прославленный, образцовый, самый сильный в мире британский военно-морской флот к началу Второй мировой войны не мог обеспечить одновременное выполнение всех четырех стратегических задач, которые совершенно обязательны для жизни Британской империи. Он уже не был в состоянии осуществить полный контроль над Северным морем и проливами, подавить или намертво запереть германский флот в Балтике. Не мог обеспечить полный контроль за Средиземным морем - и тем самым обеспечить судоходство через Суэцкий канал, поддержание управления североафриканскими и ближневосточными колониями, и в дальнейшем, как оказалось, только ценой громадных потерь и перенапряжения сил едва только добился решения чисто военных задач - как в битвах за Крит и Мальту, Не мог обеспечить полную охрану трансатлантических коммуникаций. А с учетом действий Японии - не мог реально обеспечивать большой объем военных и транспортных операций в Индийском и Тихом океанах.
В 1938-1939 году для Германии сложилась ситуация «сейчас или никогда». Британский флот переживал серьезнейшую реконструкцию, но к началу сороковых должен был обновиться и, как оно и случилось в реальности, значительно усилиться.
Не исключено, что в отношении второго союзнического флота, французского, существовали совершенно определенные планы использования - и этому помешала только операция, которая до сих пор в известной мере остается тенью в англо-французских отношениях (впрочем, «теней" там за последние пару тысяч лет накопилось немало).
Маленькая справка для тех, кто слышал краем уха о героических французских моряках, которые пошли на уничтожение своего флота, чтобы он не достался гитлеровцам: Через шесть месяцев после капитуляции Франции, когда французской флотилией в Оране командовал адмирал Женсу, там появился адмирал Соммервиль на «Худе» в сопровождении авианосца «Арк Ройял» и линейных кораблей «Валиант» и «Резолюшен». Приказ, полученный из Лондона, звучал так: «...власти опасаются, что французские корабли могут попасть в руки Гитлера, и потому адмирал Соммервиль должен уговорить адмирала Женсу присоединиться к британскому флоту, либо отправиться в какой-либо французский или британский колониальный порт, либо просто затопить корабли». Женсу ответил решительным отказом.
Соммервиль с сожалением приказал поднять флаги, дававшие приказ- открыть огонь, и орудия «Худа» вместе с орудиями остальных кораблей открыли огонь по кораблям того самого адмирала, под флагом которого «Худ» шел совсем недавно, во время совместной операции против кригсмарине.
Французский флот был уничтожен, погибло 1500 моряков.
Французский флот не присоединился к флоту союзника, Британии.
Французский флот не ушел ни в один из множества портов ни собственных колоний, ни английских.
Французский флот не ушел даже в нейтральную страну, где мог интернироваться.
Французский флот не стал даже открывать кингстоны, чтобы если не предотвратить, то отсрочить попадание боевых кораблей в кригсмарине...
ЭПИЛОГ
Гитлер - так же точно, как многие не только военно-морские, но и политические лидеры Англии, США и Японии, не говоря уже о Сталине,3 - обожал большие корабли. Его восхищала мощь линкоров, он мог часами обсуждать их техническое оснащение, хотя о стратегии и назначении военно-морского флота имел, скажем так, весьма сухопутные понятия.
Впрочем, немного на свете найдется мужчин, которые совершенно равнодушны к большим кораблям. Возможно, это и в самом деле тупиковая ветвь развития военно-технической мысли, но образ громадного корабля впечатляет и пробуждает чувства, восходящие к известной эстетической категории возвышенного.
Вернуться в
ЛИНКОР "БИСМАРК"Вернуться в
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИВернуться в
МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮВернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮВернуться в
КАРТУ САЙТА