ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ 


Линкоры

В начале 20 века Великобритания несмотря на тяжелые экономические последствия гонки вооружений, не собиралась никому уступать своего военно-морского превосходства. При любыx обстоятельствах Королевский флот должен был оставаться самыми мощным флотом мира. Британия провозгласила «двухдержавный стандарт», согласно которому для сохранения владычества на море следовало иметь флот, превосходящий по количеству кораблей объединенные флоты двух других крупнейших морских держав. В 1906 году был спущен на воду Дредноут — корабль, давший имя новому классу боевых кораблей и вобравший все технические достижения своего времени, от новейших паровых турбин до электрического привода орудийных башен. С появлением Дредноут все эскадренные броненосцы в мире (включая и британские) мгновенно устарели.

Как и многие другие рекордсмены, Дредноут недолго носил почетный титул самого мощного в мире корабля. В 1908 году Королевский флот приступил к строительству «сверхдредноутов» линкоров типа Айрон Дьюк, которые были тяжелее на 8000 тонн.

Казалось, в дальнейшем кораблестроители так и будут увеличивать вес линкоров и калибр их орудий. Но уже перед Первой Мировой войной возникли сомнения относительно будущего линкоров. Многие — в том числе и старшие офицеры британского флота — задавались вопросом, насколько эффективны окажутся в морском бою эти огромные плавающие батареи.

В ходе второй мировой войны линкоры не оправдали возлагавшихся на них надежд. За долгие военные годы не произошло ни одного генерального сражения линейных кораблей с целью утвердить господство на море, да и обычные артиллерийские дуэли между ними стали весьма редким явлением. К тому же линкоры оказались особенно уязвимыми для ударов авиации и подводных лодок. Неудивительно, что все страны отказались от строительства кораблей этого класса, а оставшиеся линкоры пошли на слом или, в лучшем случае, пополнили состав резервного флота.

И вдруг случилось неожиданное. В 1982—1984 гг. в США, после 13-летнего забвения, прошли расконсервацию и модернизацию американские линкоры типа Айова.

Оснащение линкоров ракетами привело к появлению совершенно нового класса военных судов линейных кораблей УРО (управляемого ракетного оружия). Причем, по сравнению с авианосцами - кораблями военного флота, ранее считавшимися наиболее эффективными, линкоры УРО получили ряд несомненных преимуществ. Главными из них стали мощное бронирование и высокая живучесть корабля, а также большая ударная мощь, ведь всего за час стрельбы девять орудий главного калибра линкора могут выпустить более тысячи снарядов весом 1225 кг каждый. Но главная сила линкора — не снаряды, а крылатые ракеты.

В соответствии с планами Пентагона, линкор должен был стать ядром корабельного соединения нового типа, названного «надводной ударной группой», в которое также входили бы корабли охранения, обеспечивающие противовоздушную и противолодочную оборону. Находясь в составе такого соединения либо авианосной группы, линкор мог бы решать весь комплекс задач борьбы на море:

завоевание господства в отдельных районах морских театров военных действий;
обеспечение морских десантных операций;
защита коммуникаций;
демонстрация силы в районах возможных кризисов и обеспечение там военного присутствия.

Как отмечалось западными экспертами, в последнем случае боевые качества линкора могут быть просто неоценимы, превосходя даже тяжелые авианосцы. К преимуществам линкоров в первую очередь относят надежное бронирование (до 430 мм) и высокую боевую устойчивость, позволяющую линкору подходить к побережью на расстояние прямой видимости даже при противодействии со стороны средств береговой охраны. Кроме того, мощное вооружение и большие размеры такого корабля будут оказывать на противника чисто психологическое давление. Авианосец же, имеющий значительные запасы авиационного топлива и легкое бронирование, вынужденный для обеспечения полетов палубной авиации постоянно маневрировать, обычно не подходит к берегу ближе 200 миль. Таким образом, по мнению американских специалистов, линейные корабли целесообразно использовать в узостях и проливах, куда они благодаря большой скорости хода могут быть быстро переброшены из районов боевого патрулирования, чтобы воспрепятствовать оперативному развертыванию надводных сил флота противника в открытом океане.

В американской печати сообщалось также, что линейные корабли УРО способны во взаимодействии с авианосцами прикрывать на переходах крупные десантные соединения или конвои, направляющиеся в кризисный район, обеспечивать высадку на побережье морской пехоты и сил быстрого развертывания.

Все шло для линкоров как нельзя лучше до конца 80-х годов, однако затем начались проблемы. Окончание же холодной войны и необходимость значительного сокращения военно-морских сил заставила американское правительство еще раз серьезно рассмотреть вопрос фактической ценности линкоров в современном мире и взвесить все «за» и «против».

Аргументы в защиту линкоров были рассмотрены выше, теперь же ознакомимся с тем, что, по мнению Конгресса США было их главными недостатками, предрешившими в конечном счете их судьбу.

Во-первых, линкоры слишком дороги в использовании. Их реактивация в 1980-х годах стоила от 300 до 500 миллионов долларов за каждый корабль, что было бы достаточно для покупки двух или трех новейших фрегатов. Каждый линкор имел команду в 1600 чел., что равнозначно четырем крейсерам УРО, оборудованным новейшей системой «Иджис», либо почти восьми противолодочным фрегатам. Эксплуатация каждого линкора обходилась примерно в 65 миллионов долларов в год.

Во-вторых, возможности этих кораблей ограничены. Линкоры не имеют никакой противолодочной и слабую противовоздушную защиту и поэтому нуждаются в постоянном эскорте кораблей охранения. Девять 406-мм орудий и 32 ракеты Томагавк, составляющие главную ударную мощь линкоров, могут быть использованы в поддержке огнем десантных кораблей, но радиус их действия меньше, чем вертолетов и авиации. Вместе с тем даже страны третьего мира сейчас располагают современным оружием, создавая потенциально большой риск для кораблей типа Айова в случае участия их в региональном конфликте. (Даже несколько попаданий кумулятивных снарядов или торпед способны отправить линкор на дно.)

И, наконец, линкоров просто слишком мало, чтобы на них можно было сделать ставку. Вероятность того, что один из четырех разбросанных по всему миру линкоров (или даже трех, так как один обычно находился на перестройке) окажется близко к зоне быстро возникшего конфликта, оказалась слишком мала. Это, в принципе, компенсировалось бы частично большой скоростью этих боевых судов, если бы не необходимость в постоянном сопровождении кораблей защиты от подводных и воздушных атак.

Этих аргументов оказалось достаточно, чтобы повторно законсервировать все линкоры Айова. Хотя сейчас в активном составе военно-морского флота США или любой другой страны мира не осталось ни одного линкора, есть вероятность, что в будущем нам еще предстоит узнать о новых подвигах боевых кораблей этого класса, олицетворяющих собой целую эру кораблестроения!

Линкор "ЯМАТО" (Япония, 1941)

Линкор "АДМИРАЛ ГРАФ ШПЕЕ" (Германия, 1934)

Линкор "БИСМАРК" (Германия, 1940)

Линейный крейсер "ХУД" (Великобритания, 1920)

Гибель линкора "Новороссийск" в 1955 г.


Вернуться в МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА







Хостинг от uCoz