ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТАНКИ ДО 1945 ГОДА

Техника-молодёжи, 1970 г.


T-28

...Для белофинских артиллеристов, укрепившихся в железобетонных дотах, наши танки и пехота были хорошей целью: машины с трудом ползли по глубокому снегу. Им предстояло еще преодолеть искусственные препятствия - несколько рядов колючей проволоки, противотанковые надолбы ("зубы дракона"), рвы. Атака, казалось, захлебнулась - ширина рвов, превышала длину советских Т-26. Но вот подоспели более мощные танки. Они с честью выполнили свое назначение; и вскоре белофинны сдали позиции. Так зимой 1940 года проявили себя танки Т-28.

Едва на полях сражений первой мировой войны появились танки - "сухопутные дредноуты", как произошло распределение "ролей". Легкие маневренные танки сопровождали в бою пехоту, а массивные, сильновооруженные машины сокрушали вражеские укрепления.

Конструкторы стремились делать танки прорыва возможно более длинными - чтобы преодолевать широкие окопы и рвы. Английский "Тедпол", например, отличался гигантским "ростом" - 11 м! Впрочем, устрашали не только размеры "мастодонтов". Огневые точки врага подавлялись многочисленными пушками и пулеметами.

Типичным представителем этого вида броневых машин стал многобашенный А1Е1 "Индепендент", построенный англичанами в 1926 году. Он весил 34 т, нес 57-мм пушку в главной башне и по одному пулемету в каждой из 4 башенок, расположенных впереди и сзади. Многобашенные танки строили и в других европейских странах. Правда, дальше опытных образцов не пошло, и армии Англии, Франции и Германии так и не получили гусеничных "броненосцев". Иначе обстояло дело в СССР. Подобные машины уже в то время несли службу в отдельных частях РККА и назывались танками дальнего действия или дальней поддержки пехоты.

Первым из них и стал средний танк Т-28, сконструированный и принятый на вооружение в 1932-1933 годах. Т-28 участвовали в боях, а во время финской кампании 1939-1940 годов сыграли важную роль в прорыве линии Маннергейма.

Т-28 развивал высокую по тем временам скорость - 37 км/час и обладал хорошей проходимостью. Экипаж и главнейшие агрегаты были защищены 20-30-мм броней. Боевой арсенал. составляли короткоствольная 76,2-мм пушка и три пулемета - в главной и носовых башнях. В 1938 году машина получила более длинную пушку того же калибра. Бои на Карельском перешейке выявили слабость броневой защиты Т-28 - противотанковая артиллерия непрерывно совершенствовалась. Пришлось установить на корпусе и башне танка дополнительные стальные листы. Этот метод, известный под названием экранировки, широко применяли в ходе второй мировой войны немцы и англичане.

После реконструкции общая толщина лобовой брони у Т-28 составляла 50-80 мм, а бортовой и кормовой - 40. Машина "прибавила" в весе (31-32 т), но скорость не снизилась.

Как и другие отечественные танки, Т-28 оснащался дополнительным оборудованием. Заводы выпускали катковые противоминные тралы - они навешивались на носовую часть машины. На базе Т-28 строились инженерные танки ИТ-28, мост, который они несли, выдерживал 50-тонную нагрузку.

Однако развитие противотанкового оружия потребовало радикальных мер по увеличению снарядостойкости броневых машин. Полумеры вроде экранировки уже не могли поправить положение.

Многобашенная махина угрожающе росла в весе, становилась тихоходной и неповоротливой. Ее потеснили однобашенные танки. И все же слава Т-28 - машине отечественной конструкции. Опыт по ее разработке оказался весьма ценным при создании тяжелых танков - победоносных машин Великой Отечественной войны.


Т-28 (образца 1938 года)


Вернуться в СОВЕТСКИЕ ТАНКИ ДО 1945 года

Вернуться в БРОНЕТЕХНИКА

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz