ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК |
НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ
29. ОПЫТ ВОЙНЫ
Советский тяжелый танк ИС-3. Боевая масса - 47 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 122-мм пушка, один 7,62-мм пулемет, один 12,7-мм зенитный пулемет. Толщина брони - лоб корпуса - 120 мм, борт - 90 мм. Двигатель - дизель, В-11ИС 520 л. с. Скорость макс. - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 200 км.
В готовящемся наступлении на Орловско-Курском выступе летом 1943 года немецкое командование большие надежды возлагало на новые танки "Тигр" и "Пантеру".
Средний танк "Пантера" явился, по сути, подражанием нашему Т-34. Поначалу немецкие фронтовые генералы попросту предложили скопировать нашу машину, однако конструкторы рейха с этой задачей не справились. 25 ноября 1941 года министерство вооружений поручило фирмам "Даймлер-Бенц" и MAN выпустить танк, превосходящий по вооружению и бронированию Т-34. Фирма "Даймлер-Бенц" предложила машину, сильно напоминавшую внешним видом и компоновкой Т-34, с двигателем и ведущими колесами кормового расположения. Тем не менее приняли проект фирмы MAN с традиционной немецкой компоновкой: двигатель - в кормовой части, а трансмиссия и ведущие колеса - спереди. Это позволило отодвинуть башню назад, к корме, и установить на ней длинноствольную пушку. Опорные катки имели индивидуальную торсионную подвеску.
Танк фирмы MAN был испытан в сентябре 1942 года. После доработки машина под маркой Т-VD "Пантера" начала выпускаться в январе 1943 года серийно несколькими фирмами. Поспешность при разработке проявилась во множестве "детских болезней": вначале "пантеры" чаще выходили из строя в результате различных поломок, чем от снарядов противника. С августа 1943 года выпускались машины модификации А с новой командирской башенкой, лобовым пулеметом в шаровой установке и улучшенной ходовой частью. В марте 1944 года их сменили машины модификации G с несколько измененной конструкцией корпуса (увеличена толщина бортовой брони). Смотровые приборы водителя были перенесены на крышу отделения управления, а на машинах последних выпусков устанавливались такие же катки, как и на "Тигре". "Пантера" имела тот же двигатель, что и "Тигр". Всего выпущено около 6 тыс. машин Т-V.
Конструкторы, создавая "Пантеру", должны были выполнить следующие требования - обеспечить эффективность использования мощного вооружения и удобство работы экипажа. Подкалиберный снаряд 75-мм пушки длиной 70 калибров (начальная скорость 1120 м/с) с расстояния 1000 м пробивал (по нормали) броню толщиной до 160 мм. Сравнительно небольшой калибр пушки позволил получить высокую практическую скорострельность и увеличить боекомплект (81 унитарный патрон на Т-VG). Башня со сплошным поликом поворачивалась с помощью гидропривода. Для снижения загазованности боевого отделения пороховыми газами имелось устройство для продувки сжатым воздухом канала ствола пушки после выстрела. Трансмиссия позволяла осуществлять повороты с различными радиусами в зависимости от выбранной передачи, а также быстро разворачиваться на месте, сообщая одной гусенице движение вперед, а другой - назад. Усилия водителя облегчало гидравлическое управление тормозами. Благодаря шахматному расположению катков нагрузка на гусеницу распределялась равномерно. Но случалось, что набившаяся между катками грязь замерзала, и тогда "Пантера" останавливалась.
"Пантера" - лучший среди немецких и один из сильнейших танков второй мировой войны - казалась опасным противником. Американцы и англичане не смогли противопоставить ему равноценную машину. Недостатками "Пантеры" были сложность в производстве, трудность обслуживания и довольно низкая техническая надежность. На базе этого танка в конце 1943 года немцы построили противотанковую СУ "Ягд- пантера". Всего их выпущено 392 шт.
Рис. 75. Немецкий средний танк "Пантера" Т-VG. Боевая масса - 45 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 75-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Толщина брони - лоб корпуса - 80 мм, борт - 50 мм, башня - 110 мм. Двигатель - "Майбах" HL230P30, 700 л. с. Скорость макс. - 50 км/ч. Запас хода - 200 км.
В сильно скошенном лобовом листе рубки устанавливалась 88-мм пушка. Подкалиберный снаряд ее на дистанции 1000 м пробивал броню толщиной до 200 мм. Бортовые плиты рубки устанавливались с наклоном. Просторное боевое отделение облегчало работу экипажа. Это была лучшая "самоходка" в немецкой армии и одна из сильнейших в период второй мировой войны.
Советские танковые войска в 1944 году получали отличные машины - средний танк Т-34-85 и тяжелый ИС-2. Но наши конструкторы не остановились на достигнутом, в частности, в КБ, которым руководили Н. Л. Духов и его заместитель М. Ф. Балжи, с учетом боевого применения ИС-2 разрабатывался более мощный тяжелый танк. Особое внимание было уделено усилению броневой защиты. И вот в конце 1944 года появился танк ИС-3, корпус его совершенно новой формы был целиком сварной в отличие от ИС-2. Броневые плиты устанавливались под большими углами наклона, нижние бортовые грани корпуса были скошены. Толщина лобовых листов осталась той же, что и у ИС-2, зато бортовые листы стали толще. Намного толще стала и броня башни, которая имела полусферическую форму. Благодаря этим конструктивным новшествам удалось существенно повысить снарядостойкость бронирования без значительного увеличения массы танка.
На танке ИС-3 устанавливалась та же 122-мм пушка, что и у его предшественника, но система управления огнем была улучшена; командир танка имел независимый от наводчика механизм горизонтальной наводки башни. Это уменьшало время наведения пушки на цель, обнаруженную командиром. Боекомплект остался таким, как и у ИС-2: 28 выстрелов раздельного заряжания. Новая установка зенитного пулемета ДШК позволяла вести огонь по самолетам как заряжающему, так и командиру. Танк не имел командирской башенки. За счет ее отсутствия и некоторого уменьшения клиренса удалось снизить на 30 см высоту танка по сравнению с ИС-2. Место водителя располагалось по оси корпуса. С начала 1945 года ИС-3 стали поступать в войска. Производство ИС-2 и ИС-3 шло параллельно, причем выпуск машин первой модели не снижался.
ИС-3 не участвовал в боях в Европе. Он стал последним нашим танком, принятым на вооружение Красной Армии в ходе Великой Отечественной войны. В послевоенное время этот танк долго считался образцом для подражания при конструировании тяжелых машин. Еще в 1956 году один американский военный журнал писал: "ИС-3 представлял собой выдающийся танк с мощной пушкой и отличной броневой защитой". Его копировали американские конструкторы, создавая после войны тяжелый танк М103, и английские - при разработке танка "Конкерор".
Рис. 76. Немецкая СУ "Ягд-пантера". Боевая масса - 46 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 88-мм пушка, один 7,92-мм пулемет. Толщина брони - лоб корпуса - 80 мм, борт - 50 мм. Двигатель и скорость такие же, как у "Пантеры". Запас хода - 160 км.
Вернуться в
НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙВернуться в
БРОНЕТЕХНИКАВернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮВернуться в
КАРТУ САЙТА