ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ 


18. ПОСЛЕДНИЕ ПЕХОТНЫЕ ТАНКИ

Английские танки - легкий "Валентайн-IV" и средний "Матильда MkIIA"

Английские танки - легкий "Валентайн-IV" (слева) и средний "Матильда MkIIA*" (справа). Боевая масса (соответственно) - 16 и 26,5 т. Экипаж - 3 и 4 чел. Вооружение - одна 40 мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет и один 7,7-мм зенитный пулемет; у "Матильды" вооружение аналогичное. Толщина брони: лоб корпуса - 60 и 78 мм, борт - 30- 60 и 70 мм, башня - 65 и 75 мм. Двигатель - дизель GMC 66-7, 138 л. с. и два дизеля "Лейланд" Е-148, 92 л. с. Скорость по шоссе - 24 км/ч у обоих танков. Запас хода по шоссе - 145 и 260 км.


Во второй половине тридцатых годов в английском танкостроении усилилась тенденция разделять основные танки на пехотные и крейсерские. Крейсерские, главные достоинства которых подвижность и скорость, предназначались для самостоятельных механизированных войсковых соединений, а "спутники пехоты" нуждались в надежной броне. Эти танки, двигаясь вместе с солдатами, не отличались и высокой скоростью, да она была и не нужна им.

Одна из таких машин - А11, созданная в 1936 году конструктором Дж. Карденом на заводе фирмы "Виккерс-Армстронг", весила 11 т. Она, одетая в 60-мм броню, вооружалась одним лишь пулеметом и развивала скорость до 13 км/ч. Управлял танком экипаж из двух человек. Позднее проектировщики пытались усилить вооружение и увеличить скорость А11, но их попытки не увенчались успехом. Поэтому англичане решили создать новый пехотный танк на базе опытного среднего А7. А пока суд да дело, А11 поставили на конвейер под маркой МкI ("Матильда-I"). Всего выпущено 140 штук MкI, причем построенные машины были потеряны ео время боев в Бельгии и во Франции в мае 1940 года.

Прототип нового танка (пехотный танк МкII "Матильда-II" появился позднее, в апреле 1938 года. Но перед началом второй мировой войны были готовы только два экземпляра. Их создатели впервые в английском танкостроении отказались от использования каркаса корпуса. МкI и МкII оснащались парой шестицилиндровых дизелей А.Е.С., а на МкIIА* устанавливался "Лейланд". В машинах применялась планетарная коробка передач с пневматическим сервоприводом, облегчавшим управление танком. Броневые детали корпуса, соединенные болтами, служили конструктивными элементами. За время выпуска (до августа 1943 года) построено 2987 штук "Матильды-II". В тот же период МкIIА поставлялась по ленд-лизу в нашу страну. Благодари толстой броне машина оказалась практически неуязвимой для танковых и противотанковых пушек противника. "Матильда", слабо вооруженная и тихоходная, отличалась к тому же и неважной проходимостью. Несколько позднее с вооружением стало лучше: на модификациях третьей и четвертой установили 75-мм орудие.

В 1938 году "Виккерс-Армстронг" получила заказ на разработку еще одного пехотного танка, более легкого, чем "Матильда". В будущей машине решили использовать основные агрегаты и узлы опытных танков А9, А10 и А11. И вот в июле 1940 года началось производство нового МкIII - "Валентайн". За шесть лет заводы Великобритании и Канады построили 8275 машин, которые стали самыми массовыми английскими танками. "Валентайн" выпускался в 11 модификациях, отличавшихся друг от друга типами и марками двигателей (на первой ставили карбюраторный, на последующих - дизельный) и вооружением (первая-седьмая оснащались 40-мм пушками, восьмая-десятая - 57-мм, а одиннадцатая - 75-мм орудием). Однако разница в весе между первыми и последними машинами составляла всего 1 т.

Танк был технически надежен и прост в обслуживании, поэтому его, видимо, и любили английские танкисты. Но чтобы управлять "Валентайном", требовалась немалая сила. Во время второй мировой войны эта машина применялась практически на всех фронтах, но в конце ее МкIII не мог уже бороться с танками противника. Тогда машину стали использовать во второстепенных сражениях или в качестве разведчику. "Валентайны" всех модификаций, кроме первой, поставлялись и в нашу страну.

Семью английских пехотных танков дополнял тяжелый МкIV "Черчилль", заказанный армией еще в 1939 году. Премьер-министр как-то сказал о нем: "У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого". Действительно, громоздкая, с мощной броней машина старомодной формы - гусеницы охватывали прямоугольный корпус, детали которого крепились болтами на каркасе из уголков, - имела ряд недоработок в трансмиссии, ходовой части и системе управления. С июня 1941-го по 1945 год заводы Великобритании поставили войскам 5640 "Черчиллей". По ходу строительства машин в конструкцию их вносились многочисленные изменения, но тем не менее, например, в 1942 году выпущенные ранее 1200 танков пришлось переделать заново. МкIV выходил в 11 модификациях, масса которых выросла с 38,5 до 40 т, а скорость упала с 25 до 20 км/ч. Что касается вооружения, то на машинах первой и второй модификаций устанавливали орудие буквально смехотворного .калибра - 40-мм. И это на тяжелом-то танке!

С осени 1941 года "Черчилли" оснастили 57-мм пушкой, а на 120 машинах четвертой модификации появилась башня от американского танка "Шерман" с 75-мм пушкой. На пятой и восьмой уже было 95-мм орудие, на шестой и седьмой - новая английская 76-мм пушка, а последние машины (IX-XI), по существу, танки первых выпусков, вооруженные по типу четвертой и седьмой модификаций МкIV. "Черчилли" I, II и III шли и на вооружение Красной Армии, но у советских танкистов они не пользовались успехом.

Советский легкий танк Т-50.

Рис. 48. Советский легкий танк Т-50. Боевая масса - 13,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 45-мм пушка, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: корпус и башня - 37 мм. Двигатель - дизель В-6, 300 л. с. Скорость по шоссе - 60 км/ч. Запас хода по шоссе - 340 км.


В нашей стране в 1940 году разрабатывался танк Т-50, призванный заменить "спутника пехоты" Т-26. Конструктор Л. С. Троянов, проектируя его, учел уроки боев в Испании. В конце последнего предвоенного года прототипы Т-50 прошли испытания, а в апреле следующего машину приняли на вооружение. Надо отметить, что, обладая сравнительно малой массой, танк имел солидное бронирование с рациональными углами наклона листов корпуса. Башня, где размещались три члена экипажа, снабжалась командирской башенкой и шестью смотровыми приборами, прикрываемыми бронезаслонками. Подвеска Т-50 индивидуальная, торсионная, катки с внутренней резиновой амортизацией. На танке устанавливался шестицилиндровый дизельный двигатель. Машина оснащалась радиостанцией. Т-50 как представитель класса легких танков был хорошо вооружен и имел высокие ходовые качества. Но он оказался сложным в изготовлении, и поэтому к началу 1942 года заводы страны выпустили лишь 65 машин. Основным танком в Красной Армии окончательно стал знаменитый Т-34.

В заключение расскажем еще об одном "спутнике пехоты". В 1939 году немецкое командование предложило (не меняя вооружения) усилить бронирование Т-I с тем, чтобы танки эти могли противостоять снарядам любых противотанковых орудий. Но в 1942 году построили лишь 30 машин, обозначив их Т-IF или VK1801. Танк имел индивидуальную торсионную подвеску катков, расположенных в шахматном порядке, и оснащался радиостанцией. VK1801 использовались в боях только против партизан на территории нашей страны, в Югославии и Италии.

Боевой опыт выявил недостатки концепции пехотных и крейсерских танков. На первое место вышел основной средний танк. Он отлично сочетал в себе подвижность, бронезащиту и был хорошо вооружен.

Немецкий танк Т-IF (VK1801)

Рис. 49. Немецкий танк Т-IF (VK1801). Боевая масса - 21 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - два 7,92-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 80 мм, борт - 50 мм, башня - 80 мм. Двигатель - Майбах HL 45, 150 л. с. Скорость по шоссе - 25 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.


Вернуться в НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ

Вернуться в БРОНЕТЕХНИКА

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz