ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК |
НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ
2. ТАНКИ ВСТУПАЮТ В БОЙ
Танк В. Д. Менделеева. Боевая масса - 173 тс. Экипаж - 8 чел. Вооружение - одна 120-мм пушка, один пулемет. Толщина брони - 150 мм лоб корпуса, 100 мм борт. Мощность двигателя - 250 л. с. Скорость по шоссе - 24 км/ч.
Воюющие стороны предпринимали попытки взломать фронт, и в первую очередь с помощью артиллерии. Но уничтожить всех солдат противника не смогли даже грандиозные артподготовки. Такое бессилие средств наступления перед средствами обороны называлось "позиционным тупиком".
Немецкие солдаты знали, что, если выдержать артиллерийский обстрел, дождаться, когда враг пойдет в атаку, пулемет себя покажет.
Так вот, в то утро немцы увидели, как с английских позиций по изрытому полю к ним медленно двигались странные машины в сопровождении пехоты. При первом же столкновении выяснилось, что чудовища неуязвимы для пуль. И тогда немцев охватила паника.
3. Английский тяжелый танк МкI. Боевая масса - 28,4 тс. Экипаж - 8 чел. Вооружение - 5 пулеметов. Толщина брони - 12 мм лоб корпуса, 10 мм борт. Двигатель - "Даймлер" - 105 л. с. Скорость по шоссе - 6 км/ч. Запас хода по шоссе - 37 км.
Эти громоздкие и медлительные машины и были первыми танками, опробованными в бою. Они двигались в боевых порядках пехоты, преодолевали окопы и проволочные заграждения, подавляли вражеские пулеметы. Всего в атаке приняли участие 18 машин. И тем не менее за несколько часов на фронте шириной 5 км они продвинулись вглубь на 5 км. Вот он, выход из "позиционного тупика"!
...В октябре 1914 года английский полковник Э.О.Свинтон обратился в военное министерство с проектом такой машины. После долгих проволочек его предложение одобрили. А в сентябре 1915 года была испытана первая английская боевая машина "Маленький Вилли", названная в честь конструктора инженера Вильсона. По существу, она являлась бронированным трактором. 28 сентября испытывался уже другой вариант - "Большой Вилли", послуживший прототипом первого английского боевого танка. Он был опробован 30 января 1916 года. И под маркой МкI принят на вооружение.
В годы первой мировой войны англичане строили в основном тяжелые танки (весом более 20 т) особой, им только присущей формы. Эти машины должны были преодолевать не только широкие рвы, окопы, воронки, но и вертикальные препятствия. Поэтому гусеницы танков имели очень большую опорную поверхность и довольно значительную высоту зацепа, и именно поэтому у английских танков гусеницы охватывали корпус. При такой компоновке корпуса вооружение помещалось только в бортах между верхней и нижней ветвями гусениц. Для того чтобы орудия и пулеметы могли вести огонь вперед или назад, конструкторы отвели им место в боковых рубках (спонсонах).
И хотя первым реальным танком, показавшим себя в бою, был английский, сама идея его создания принадлежит русскому конструктору В. Д. Менделееву (1886-1922 гг.). Его машина весила 170 т, была вооружена 120-мм пушкой и защищена 150-мм броней. Этот проект, предложенный в 1911 году, так и не был принят техническим комитетом царской армии.
Танк МкI был неуклюж. К его корпусу сзади крепилась двухколесная тележка (так называемые хвостовые колеса). При натяжении тросов изнутри танка ока поворачивалась и заставляла поворачиваться машину.
Следующие модификации - МкII и МкIII - уже не имели хвостовых колес, однако их вождение оставалось очень сложным. Недаром танки обслуживали, помимо четырех стрелков, еще четыре человека - водитель, командир, который управлял тормозами гусениц, и два трансмиссионщика (работавшие на бортовых коробках передач).
С апреля 1917 года на вооружение стали поступать танки МкIV, имевшие более мощную броню. Дело в том, что немцы не остались в долгу: у них появились бронебойные пули.
4. Английский тяжелый танк МкV. Боевая масса - 34 тс. Экипаж - 8 чел. Вооружение - две 57-мм пушки, 4 пулемета. Толщина брони - 15 мм лоб корпуса, 10 мм борт. Двигатель - "Рикардо" - 150 л. с. Скорость по шоссе - 7,5 км/ч. Запас хода по шоссе - 64 км.
После сражения на реке Сомме англичане еще несколько раз использовали танки, однако в малых количествах, да и местность, где планировались танковые атаки, была не совсем подходяща. Поэтому новые машины не могли себя показать как следует. И не случайно танки приобрели немало противников, которые требовали прекратить дорогостоящие эксперименты. Существование танковых войск ставилось под вопрос. Это отлично понимал и английский бригадный генерал Эллис, который на рассвете 20 ноября 1917 года лично повел своих танкистов в атаку.
Операция разворачивалась у Камбрэ - города на севере Франции. Здесь для прорыва немецкой "линии Гинденбурга" были скрытно сосредоточены шесть пехотных дивизий и три танковые бригады (378 машин). Впервые для машин была выбрана подходящая (танкодоступная) местность, и впервые они использовались массированно. Атака началась внезапно. И вскоре фронт был прорван на 16 км. За несколько часов англичане продвинулись вглубь на 9 км. Это было величайшим успехом. Так танки завоевали признание, помогли англичанам выйти из "позиционного тупика".
До конца войны англичане успели выпустить и танки МкV. На них стояли 4-скоростная планетарная коробка перемены передач (КПП) системы Вильсона и специальный танковый мотор Рикардо. Теперь машиной уже управлял один человек - отпала необходимость в бортовых КПП.
Немцы стали, было, сооружать широкие (до 4 м) противотанковые рвы. В ответ на это британские военные специалисты увеличили длину машин.
Венцом тяжелых танков первой мировой войны был МкVIII. Он имел большую длину корпуса. Однако до конца войны было выпущено всего семь машин. В бою они так и не опробовались.
Танки МкIV и МкV - основные английские танки первой мировой войны. Танки МкV в составе войск белогвардейцев и интервентов воевали на советской земле, несколько их были захвачены Красной Армией и под названием "танки Рикардо" находились у нас на вооружении вплоть до 1930 года.
5. Англо-американский танк МкVIII. Боевая масса - 39 тс. Экипаж - 8 чел. Вооружение - две 57-мм пушки, 5 пулеметов. Толщина брони - 16 мм лоб корпуса и борт. Двигатель - "Либерти" - 338 л. с. Скорость по шоссе - 13 км/ч. Запас хода по шоссе - 80 км.
Вернуться в
НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙВернуться в
БРОНЕТЕХНИКАВернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮВернуться в
КАРТУ САЙТА