ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

Корабли ВМФ Великой Отечественной Войны

Техника-молодёжи, 1970 г.


3. Лидер эсминцев типа "Ленинград"

Лидер эсминцев типа "Ленинград"

"25 июня два лидера - "Москва" и "Харьков" - вышли в море, чтобы обстрелять Констанцу. Эту ударную группу прикрывали крейсер "Ворошилов" и два эсминца. Корабли совершили переход ночью и на рассвете внезапно появились перед Констанцей. В 5 часов утра оба лидера открыли огонь, - вспоминает в своей книге "На флотах боевая тревога" бывший главнокомандующий ВМФ Н. Кузнецов. - По намеченным объектам было выпущено 350 снарядов. На берегу вспыхнули большие пожары: горели нефтебаки... При отходе корабли дали большую скорость - 30 узлов и пошли на зигзаге; в итоге потеряли параваны... и лидер "Москва" подорвался. Раздался оглушительный взрыв, корабль переломился и затонул". Так на третий день войны в бою погиб один из советских лидеров. Поврежденный при обстреле Констанцы "Харьков" вернулся на базу, был отремонтирован и нес боевую службу до 1943 года; в сорок третьем его потопила вражеская авиация. На Балтике воевали лидеры "Ленинград" и "Минск", они участвовали в знаменитом таллинском прорыве, отражали атаки вражеских кораблей, подавляли своим огнем батареи противника, поражали живую силу. Пятый - тихоокеанский лидер "Баку" в 1942 году перешел Северным морским путем на Северный флот, отличился в боях и удостоился ордена Красного Знамени.

История создания этих кораблей восходит к 1920-м годам, когда ведущие морские державы мира выработали новый класс кораблей - лидер эсминцев. Первая мировая война, неимоверно расширившая сферу боевого использования миноносцев, показала, однако, что главенствующая роль в нанесении торпедных ударов перешла к подводным лодкам. Но все-таки оставались боевые задачи, для выполнения которых требовались миноносцы как торпедные корабли: ночные атаки против одиночных кораблей и массированные дневные атаки против вражеских эскадр. Правда, здесь крупные современные эсминцы нашли серьезного конкурента в лице торпедных катеров или малых миноносцев, прикрываемых во время атаки крейсером. Но мощь торпедного залпа эсминца, способная нарушить боевой строй вражеских кораблей, побуждала морских специалистов изыскивать средства для применения этих кораблей в качестве торпедных. В 1920-х годах таким средством считался лидер эсминцев, мыслившийся как хорошо вооруженный, легкий, быстроходный, небронированный крейсер сравнительно небольших размеров. Как флагманский корабль соединения миноносцев, лидер должен был выводить их в атаку, а в группах лидеров участвовать в нападениях на вражеские конвои. Для выполнения таких задач и строились за рубежом первые корабли этого класса - корабли в 1500-1850 т водоизмещением, со скоростью хода 38-42 узла, дальностью плавания до 4-6 тыс. миль, вооруженные пятью-восемью 120-130-мм пушками и шестью торпедными трубами.

Лидер эсминцев типа "Ленинград"

Проектирование первого советского лидера поручили тому же конструкторскому бюро, которое спроектировало тральщик типа "Трал" и эсминец типа "Гневный". И выполнение задания стало серьезной школой для коллектива. Лидер типа "Ленинград" был первым столь крупным и мощным кораблем, спроектированным этим бюро. Материалов от царского флота не сохранилось, а на помощь иностранных фирм не приходилось рассчитывать. Все нужно было осваивать, разрабатывать и исследовать самим.

Головной корабль, лидер "Ленинград", ходовые испытания которого начались в 1935 году, принес немало сюрпризов - приятных и неприятных. Так, выяснилось, что удельный расход пара на главные турбины значительно ниже расчетного и что гидродинамические качества корпуса выше, чем предполагалось. Использование этих запасов привело к тому, что скорость лидера оказалась почти на 4 узла выше проектной и составила 44 узла. Таков неожиданный итог неопытности и осторожности конструкторов, принявших при проектировании турбин и корпусов большие запасы.

Лидеры типа "Ленинград" были достойными представителями своего класса. Вооруженные пятью 130-мм пушками, двумя четырехтрубными торпедными аппаратами и мощным зенитным вооружением, они представляли собой серьезного противника для вражеских кораблей. А три винта, приводимые в действие тремя турбинами, по 22 тыс. л.с. каждая, давали им преимущество в скорости и маневренности перед любым иностранным кораблем того времени.

Лидер эсминцев типа "Ленинград"

Кроме приятных неожиданностей, при проектировании и постройке лидеров оказалось немало сюрпризов неприятных, хотя и важных для приобретения опыта. При первых же испытаниях головного корабля обнаружилась сильная эрозия гребных винтов у комлей лопастей. После нескольких часов полного хода на лопастях вырубалась канавка шириной около 15 мм и глубиной 20- 25 мм. Заделка этих канавок самыми прочными инструментальными сталями ни к чему не привела. Так на лидерах типа "Ленинград" советские кораблестроители впервые столкнулись с кавитацией. Лишь после того, как гидродинамики научились вызывать эрозию на модели винта в кавитационной трубе, явление изучили и нашли средства борьбы с ним. В 1939 году, знакомясь с германским судостроением, наши специалисты узнали, что немецкие эсминцы страдали от кавитационной эрозии еще сильнее. Немцы пошли на снижение числа оборотов гребного винта, увеличение его диаметра, утолщение гребного вала и переделку дейдвудного устройства. Советским же конструкторам удалось решить задачу без существенных переделок не только гребного вала и дейдвудных устройств, но и самих винтов.

Боевой опыт второй мировой войны не подтвердил построений военно-морских специалистов: ни в одном флоте мира лидерам не довелось выводить эсминцы в атаки против вражеских эскадр. Не довелось делать этого и советским лидерам. Но в суровых буднях войны в полной мере раскрылись боевые качества этих кораблей: наряду с эсминцами лидеры были настоящими "паровыми лошадьми" войны, уникальными по универсальности использования, успешно решавшими широчайший круг боевых задач.


Лидер эсминцев "Ленинград"


Вернуться в КОРАБЛИ ВМФ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Вернуться в МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz