ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК |
АВИАНОСЦЫ
Другие проекты немецких авианосцев
"Петер Штрассер"
Постройка авианосца "В" (его предполагавшееся название "Петер Штрассер" официально так и не было утверждено) остановлена 19.9.1939. Корпус, собранный до уровня броневой палубы, был продан на слом 28.2.1940.
Проекты |
Проект A III |
Проект A IV |
Проект вспомогательного авианосца "Европа" |
Летом 1942г. настоятельная необходимость АВ для германских ВМС заставила его Главнокомандующего вновь обратить внимание фюрера на работы, проводимые флотом в этой области. 15 июня в Бергхофе он доложил Гитлеру о рассмотрении проектов вспомогательных АВ (из лайнеров “Europa“, “Potsdam” и “Gneisenau”, рассчитанных первый на базирование 18 бомбардировщиков и 24 истребителей, второй и третий - 8 и 12 таких самолетов каждый) и о нерациональности планировавшегося ранее переоборудования в АВ доведенного до 90% готовности тяжелого крейсера "Seydlitz".
Германский авианосец "Зейдлиц" (проект) |
"Seydlitz" DeschimagWercke 19.12.1936г.; 19/01/1939 г. Не достроен.
Заложен как 4-й КРТ типа "Адмирал Хиппер". В мае 1942 г., когда корабль находился в 95%-й готовности, было принято решение переоборудовать его в авианосец. По некоторым данным, его планировалось переименовать в "Везер". По архитектуре и компоновке проект АВ напоминал уменьшенный вариант "Графа Цеппелина" с более короткой по летной палубой и двумя самолетоподьемниками вместо трех. Правда, ангар (длиной 137,5 м и шириной 17 м в носу и 12 м на миделе и в корме) пришлось сделать одноярусным, поэтому расчетная численность авиагруппы составила всего 18 машин. Старт самолетов осуществлялся аналогично применявшемуся на "Графе Цеппелине" - двумя катапультами с использованием специальных тележек. Число аэрофинишеров - 4. Казематная артиллерия отсутствовала; основу зенитного вооружения составляли 5 стабилизированных 105-мм артустановок 1-С/37. Управление огнем обеспечивали два КДП "Вакелькопф".
Решение о переделке КРТ в АВ подписано Гитлером 26.8.1942. Демонтаж вооружения и надстроек начался в 12.1942, но в 6.1943 работы были прекращены. 2.4.1944 корабль отбуксировали в Кенигсберг, где он использовался в качестве плавучего склада. 29.1.1945 "Зейдлиц" подорвали и затопили. В 1946 г. он был поднят аварийно-спасательной службой КБФ, в нач. 1947 г. отбуксирован в Ленинград и вскоре сдан на слом.
Крейсер "Зейдлиц" готовится для переделки в авианосец. |
"Elbe" ("Potsdam"); Blom und Foss 16.01.1935 Сдан на слом в 1976 году.
"Jade" ("Gneisenau"); Weser 17.052.1935 Погиб 2.05.1943.
Бывшие пассажирские лайнеры "Потсдам" (17528 брт) и "Гнейзенау" (18160 брт), построенные в
1934 - 1936 гг. С 1940 г. использовались как войсковые ТР. В мае 1942 г. принято решение
переоборудовать суда во вспомогательные авианосцы. Любопытно, что третий однотипный лайнер -
"Шарнхорст", находившийся с сентября 1939 г. в Японии, - впоследствии был переоборудован в АВ
"Синье".
Проект переделки лайнеров предусматривал установку булей, сплошной полетной палубы (размером
186 х 27 м), двух пневматических катапульт, двух самолетоподъемников и 4-х аэрофинишеров.
Полетная палуба изготавливалась из 20-мм стали. Размеры ангара: 148 х 18 м. Непотопляемость
обеспечивалась 11-ю сварными водонепроницаемыми перебрками, двойным дном и примитивной системой
ПТЗ. Основу ПВО корабля составляли 4 стабилизированные 105-мм артустановки LС/37 и два КДП
"Вакелькопф". Планировалось также установить три РЛС обнаружения НЦ и ВЦ.
Переоборудование лайнера "Потсдам" в АВ "Эльбе" началось в Киле в декабре 1942 г.,
однако 2.2.1943 работы были прекращены. В дальнейшем судно использовалось в качестве
плавказармы в Готенхафене; после войны оно досталось Англии, служило войсковым ТР "Эмпайр
Фоуи", а в 1950 г. было продано Пакистану. Переделка "Гнейзенау" так и не начиналась;
с 25.11.1942 его вновь переклассифицировали в войсковой ТР. Судно погибло в результате
подрыва на мине 2.5.1943.
Авианосец "Эльбе". |
Вернуться в
"ГРАФ ЦЕППЕЛИН"Вернуться в
АВИАНОСЦЫВернуться в
МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮВернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮВернуться в
КАРТУ САЙТА