БОРГЕЗЕ, Джулио Валерио (1906-1974)
3.
Идея проведения крупномасштабной операции против Мальты родилась еще в 1935 году. Тогда штурмовое оружие только создавалось, и собственно Мальта являлась главным объектом его применения. Но с изменением методов ведения боевых действий, с широким применением авиации Мальта перестала быть главной базой британского флота на Средиземном море, т.е. постоянным местом пребывания крупных кораблей, сохранив функции базы снабжения проходящих кораблей и операционной базы малых кораблей. Это объясняется возросшей опасностью воздушных бомбардировок с аэродромов Сицилии (15 минут полета). Линейные корабли базировались теперь в Гибралтаре и Александрии на таком удалении от Италии, что бомбардировочная авиация действовала на пределе полетного времени и без прикрытия истребителей. Поэтому именно они стали главными объектами действий 10-й флотилии МАС.
Убежденным сторонником операции против Мальты был Тезео Тезеи. В его представлении применение управляемых торпед имело главным образом моральное значение. «Нужно, чтобы весь мир узнал, что есть итальянцы, которые с величайшей отвагой бросаются на Мальту, – говорил создатель «майяле», – потопим ли мы какие-нибудь корабли или нет, не имеет большого значения; важно то, чтобы мы сами были полны решимости взлететь на воздух вместе с торпедой на глазах у противника. Этим мы покажем своим детям и будущим поколениям, какие жертвы приносятся во имя настоящего идеала и каким путем достигается успех».
25 апреля 1941 года была начата разработка плана операции. Берега Мальты высоки и труднодоступны. Единственная большая гавань – Ла-Валетта является идеальной якорной стоянкой. Небольшие бухты и заливы тянутся на несколько километров по сторонам центрального полуострова, на котором построен город и который разделяет главную гавань и бухту Марса – Мушет. Подходы к Ла-Валетте со стороны моря ночью различаются с трудом, так как они скрыты среди высоких скал. К естественным трудностям прибавляются оборонительные сооружения созданные человеком в течение столетий. С учетом опыта начавшейся войны единственный вход в гавань прикрывали противолодочные сети, минные поля, гидрофоны, радиолокаторы. Поверхность моря перекрестно простреливалась артиллерийскими установками разного калибра. Вход в гавань Ла-Валетта закрывали четыре линии заграждений.
Но был еще один проход – металлический мост на трех опорах, соединяющий форт Сант-Эльмо с берегом, достаточно высокий, чтобы под ним могли проходить небольшие суда. Теперь, в военное время, с него свешивалась противоторпедная сеть. О внезапном проникновении через главный проход не могло быть и речи. А внезапность – обязательное условие применения управляемых торпед и взрывающихся катеров МТМ.
Первоначальный план операции предполагал использование в качестве штурмового средства только катеров МТМ. К новолунию мая 1941 года подготовка была закончена, но в виду различных причин операцию отложили до июля. Отсрочка позволила Тезеи добиться принятия его предложения. Он утверждал, что в атаке Мальты должны принимать участие также и управляемые торпеды и с ними, конечно, он сам.
С технической точки зрения идея применения различного по характеристикам и использованию оружия при взаимном сопровождении и поддержке казалась весьма смелой. Однако настойчивость и упорство Тезеи возымели свое действие, и новый план операции был принят. В первую очередь отказались от доставки катеров МТМ методом буксировки. Для этой цели решили использовать быстроходное посыльное судно «Диана», бывшую президентскую яхту. «Диана», имея на борту взрывающиеся катера МТМ, а на буксире специальный катер MTL, подойдет как можно ближе к острову. Катер MTL подвезет на самое короткое расстояние к входу в гавань две управляемые торпеды. Экипаж одной из них должен будет направиться к мосту, подойти к противолодочным сетям, подвязать и подорвать заряд. В образовавшийся проход в гавань проникнут катера МТМ. Внутри гавани водители сразу же на полном ходу атакуют корабли противника. Одновременно с этим экипаж второй торпеды проникнет в соседнюю бухту Марса-Мушет, где расположена база подводных лодок, и присоединит заряд к корпусу одной из них, в надежде потопить сразу несколько. Дело в том, что в английском флоте принято швартовать подводные лодки лагом одна к другой. По выполнении задания оба экипажа торпед должны будут вернуться на моторные катера.
План операции был довольно сложен. Он требовал чрезвычайной твердости и решительности со стороны водителей штурмовых средств, отличной согласованности действий всех участников операции. В военное время, на море, ночью как непредвиденные, так и зависящие от человека причины могут обречь на неудачу любой прекрасно составленный план.
25 июля на заходе солнца отряд, возглавляемый командиром 10-й флотилии МАС Моккагатта, вышел из базы Аугуста. В его составе были: посыльное судно «Диана» с девятью взрывающимися катерами МТМ на борту и катером MTL на буксире – для транспортировки управляемых торпед, а также моторные катера №№ 451 и 452, на которых находился Моккагатта, - для буксирования торпедного катера. Последний под командованием Джоббе предназначался в качестве лидера во время атаки взрывающихся катеров до входа в порт, а затем должен был подобрать оставшихся в живых водителей. В операции участвовали командование 10-й флотилии, весь надводный состав и два экипажа управляемых торпед: Тезео Тезеи с помощником Педретти, получившим задание взорвать сетевое заграждение под мостом, и лейтенант Коста с водолазом Барли – им необходимо было подорвать подводные лодки в бухте Марса-Мушет. На борту одного из моторных катеров находился врач Фалькомата.
Безлунная ночь, спокойное море. Обнаруженные накануне корабли английского конвоя зашли в Ла-Валетту. Внешние обстоятельства были за успешное проведение операции.
Примерно в 20 милях от Мальты «Диана» спустила на воду катера МТМ. На одном из них не удалось завести двигатель, и он затонул. Остальные, согласно плану, на малой скорости направились к мосту Сант-Эльмо. Выполнив свою задачу, «Диана» легла на обратный курс. В это время боевой отряд остановился в двух милях от входа в бухту. Движение продолжил МTL. Используя бесшумный электромотор, он подошел еще на одну милю к мосту.
Для облегчения ориентировки и отвлечения внимания с министерством авиации была договоренность о проведении трех бомбардировок: в 1 час 45 минут и в 2 часа 30 минут по Ла-Валетте, в 4 часа 30 минут (время атаки) по аэродрому Макабба внутри острова. Однако первая бомбардировка не состоялась совсем. Вторая проводилась только одним самолетом и с опозданием на 15 минут, а третья – двумя самолетами на 10 минут раньше запланированного срока.
В 3 часа Тезеи и Коста спустили на воду торпеды. Обнаружилось, что двигатель торпеды Коста работает с перебоями. Неисправность устранить не удалось. Коста опаздывал на час, и у Тезеи не оставалось времени для выхода из зоны воздействия взрыва. «Полагаю, что мне остается только подвести к сети мою торпеду. В 4 часа 30 минут сеть должна взлететь на воздух, и она взлетит. Если будет поздно, поставлю взрыватель на мгновенное действие». Эти слова Тезео Тезеи стали известны из донесения Коста, которое он написал после возвращения из плена. В 3 часа 45 минут Тезеи с Педретти направились к заграждению, а Коста на неисправной торпеде все-таки пошел к входу в бухту Марса-Мушет.
Тем временем Джоббе остановил отряд катеров МТМ в пределах видимости моста. Началось ожидание. Хрупкие суденышки итальянских моряков находились в нескольких сотнях метров от Ла-Валетты, прямо перед страшными, ощетинившимися орудиями защитников острова. В абсолютной тишине они ждали сигнала, означавшего начало пути, который приведет их к победе, а может быть, к гибели. Время шло. На востоке небо становилось все светлее. Вскоре их моли заметить. Все чаще посматривают моряки на своего командира. Ему решать КОГДА. Каждая уходящая минута может стать роковой для успеха операции и для жизни этих парней. В 4 часа 30 минут катера ощутили толчок – результат подводного взрыва. Тезеи и Педретти выполнили свою задачу. Все, медлить нельзя. Вперед. Но Джоббе еще колеблется. Открыт ли проход? Если бросить катера на неповрежденную сеть, взрыв убьет Тезеи и Педретти, которые, вероятно, еще где-то рядом под водой, а если медлить еще… это чревато провалом операции и гибелью людей.
«Внимание! – раздается твердый голос командира. – Фрассетто идет головным, за ним Карабелли. Если проход еще закрыт сетевым заграждением, вы его взорвете катером. Остальные в кильватере во главе с Бозио, выдерживая интервал в несколько секунд. Старайтесь проскочить под мостом. И помните приказ: чтобы хоть один мог проникнуть в гавань, все, если нужно, должны пожертвовать собой для открытия прохода. Ни пуха, ни пера! Вперед!»
Началось! Два катера немного впереди, за ними остальные, на самой полной скорости, нарушая своим шумом тишину и разрывая гладь моря, ринулись к мосту. В восьмидесяти метрах от заграждений в море выбрасывается Фрассетто, направив свой катер на цель. Но взрыва нет! Карабелли сознательно на полной скорости несется навстречу своей гибели. Мгновение – и страшный грохот сотрясает воздух. Долг выполнен. Но случается незапланированное: взрыв катера разрушает опору высокого моста. Рухнувшая металлическая ферма полностью перекрывает проход под ним. Сразу же вспыхивают прожекторы. Пулеметный и артиллерийский огонь буквально вспенивает море. Спасенья нет. Один за другим под перекрестным шквальным огнем катера атакующих останавливаются. Храбрые моряки не знали, что еще в ноль часов были обнаружены противником – с помощью радиолокаторов за ними велось постоянное наблюдение; все силы обороны, в том числе авиация, были приведены в полную готовность.
Через несколько секунд на море прекратилось всякое движение. Поднявшиеся с аэродромов истребители, проносясь над морем, расстреливали оставшиеся катера. Когда рассвело, авиация настигла отходившие катера обеспечения. Среди многих были убиты командир 10-й флотилии МАС Моккагатта и врач Фалькомата, находящиеся на катере № 452 . На катере № 451 загорелись бензиновые баки. Команда катера, успев сбить из пулемета один из атаковавших его самолетов, выбросилась в море. Оставшиеся в живых после взрыва катера (все раненые) через шесть часов были подобраны английским судном и взяты в плен. На пути в Мальту они видели катер № 452 – изрешеченный, но еще державшийся на плаву. На его палубе было полно убитых офицеров и матросов – их товарищей, среди которых английский врач напрасно искал нуждавшихся в помощи.
«Так закончилась неудачная попытка атаковать Мальту, самая тяжелая и кровавая операция из проведенных силами 10-й флотилии, полная таких событий, которые делают неудачу славной, столь славной, что любой флот мира мог бы ею гордиться», - писал Марк Антонио Брагадин в своем исследовании «Что сделал флот?».
Пятнадцать человек убиты, восемнадцать взяты в плен. Ничего не известно о Тезеи и Педретти. Англичане выловили недалеко от моста Сант-Эльмо окровавленную маску кислородного прибора с прилипшими к ней кусками мяса и клочками волос…
«Но мы-то знаем теперь, как они погибли, знаем, что Тезеи сказал Коста при расставании. Подойдя к мосту, Тезеи присоединил заряд к сети, посмотрел на часы – 4 часа 30 минут – время установленное для прохода катеров. Он не колебался. Попрощавшись последний раз с верным Педретти, пожав ему руку, а может быть, обняв его, он поставил взрыватель на ноль – и через мгновение они оба были убиты…». В. Боргезе «10-я флотилия МАС».
Подводному отряду 10-й флотилии МАС было присвоено имя Тезео Тезеи, надводному отряду – имя Витторио Моккагатта.
Вице-адмирал сэр Уилбрехем Форд, представитель военно-морского командования на Мальте, в своем официальном докладе сообщал: «Радиолокаторы были установлены на Мальте в самом начале войны. В ночь на 25 июля 1941 года с их помощью обнаружили отряд надводных кораблей, приближавшийся к острову. Была объявлена тревога. Самолеты «Свордфиш» подготовились к немедленному вылету, а «Харрикейны» к вылету на рассвете». Тревогу объявили незадолго до полуночи в связи с воздушным нападением противника, которое не совпадало по времени с ударом приближавшихся кораблей. Вскоре поступило сообщение о том, что слышен шум моторов катеров, идущих вдоль северо-восточного побережья. Береговая оборона (батареи и прожекторы) была наготове. В Главной гавани стояли корабли только что прибывшего конвоя, а в бухте Марса-Мушет на обычных местах стояли подводные лодки. Незадолго до рассвета на форте Сант-Эльмо, был замечен бурун, приближавшийся к молу. Бурун заметили также с расположенной на другом берегу батареи, прикрывавшей вход в гавань. Затем раздался взрыв у крайнего пролета моста. Тотчас же были включены прожекторы, осветившие группу взрывающихся катеров (Е – Boats), которые на полном ходу неслись к месту взрыва. Освещенная поверхность была мгновенно накрыта с короткой дистанции перекрестным огнем всех ближайших установок: скорострельные автоматы, орудия Бофорса и пулеметы. Огонь длился две минуты. Затем наступила тишина. Объектов для дальнейшей стрельбы не осталось. В это же время «Харрикейны» обнаружили и атаковали оставшиеся уходящие катера. Таким образом, все катера противника были уничтожены. Мы подобрали 20 убитых и 18 человек взяли в плен. Итальянцы действовали чрезвычайно смело, но безрассудно. При исследовании комплекта оперативных приказов, найденных на захваченном катере, наибольшее внимание заслуживает то обстоятельство, что в них почти полностью отсутствует указание на какое-нибудь противодействие с нашей стороны. Однако следует отметить, что до момента открытия нами огня план атаки в целом проводился с величайшей решительностью и расчет времени выдерживался с изумительной точностью».
Бывший тогда губернатором Мальты сэр Эдуард Джексон заявил: «…Мальта была атакована с моря один раз. В июле итальянцы с целью проникновения в гавань предприняли атаку, проведенную с величайшей решительностью, использовав катера и управляемые торпеды, входящие в состав отряда самоубийц… Это предприятие требовало самого высокого личного мужества со стороны водителей этих средств».
После гибели Моккагатта Валерио Боргезе, произведенный в чин капитана 3-го ранга, временно назначается на должность командира 10-й флотилии МАС.
Это был трудный период в жизни подразделения. Тяжелые потери, понесенные в людях и материальной части, особенно во время операций в бухте Суда и на Мальте, требовали от командира Боргезе огромных усилий по организации снабжения, поднятию морального духа личного состава, привлечению новых людей, совершенствованию материальной части. На должность командира надводного отряда он пригласил своего друга и однокурсника капитана 3-го ранга Сальваторе Тодаро, офицера с высокими личными и профессиональными качествами, героя боев в Атлантике в должности командира подводной лодки «Каппелини». Боргезе не ошибся в своем выборе. Благодаря его стараниям, исключительной работоспособности и энергии, вверенный ему отряд вскоре снова стал вполне боеспособным подразделением. С ним связаны многие усовершенствования на взрывающихся катерах. Был создан новый торпедный катер SМА. Надводному отряду передали несколько «носителей» для транспортировки взрывающихся катеров. Для этой цели оборудовали соответствующе паровые рыболовные суда «Чефало», «Сольола», «Констанца».
Передав в надежные руки Тодаро все, что касалось надводного отряда, Боргезе полностью посвятил себя подводному отряду. Летний период, малопригодный для применения управляемых торпед из-за коротких ночей, благоприятствовал длительным и интенсивным тренировкам, организованным в Серкио. В то же время Боргезе внимательно следил за работой инженеров по восстановлению и совершенствованию управляемых торпед. Он дал распоряжение начать разработки по созданию аналогичной торпеды со значительно улучшенными тактико-техническими характеристиками и более высоким уровнем надежности. Кроме того, было изобретено и создано новое оружие – акустические мины и небольшие зажигательные бомбы, которые водители торпед могли бы разбрасывать внутри гавани.
В подводном отряде появилось новое подразделение «группа Гамма» – боевые пловцы. Первоначально предполагалось выпускать их с подводной лодки одновременно с управляемыми торпедами. Вооруженные небольшими зарядами (в отличие от 300 кг в торпеде) они должны были самостоятельно добираться до транспортных судов противника, менее защищенных, чем боевые корабли, и минировать их. Даже небольшой заряд способен сделать пробоину в днище торгового судна, а два три таких заряда потопить его. Начались тренировки. Подводные пехотинцы маршировали по морскому дну, делая переходы до двух километров. Преодолевая множество трудностей и решая возникающие проблемы (выбор одежды, обуви, дыхательного снаряжения, способа ориентирования под водой в ночное время и много других), пришли к выводу, что значительно эффективнее будет сближение с целью вплавь. Родилось новое оружие с новым способом применения – «Чимичи».
Одетый в облегающий тело резиновый костюм, в ластах и специальном поясе, содержащем три или четыре заряда чечевицеобразной формы (по 3 кг взрывчатки в каждом), боец приближается к цели вплавь. Используя небольшой дыхательный прибор получасового действия, пловец ныряет под корпус судна. С помощью присосок закрепляет заряды и взводит часовой механизм.
Подводный диверсант должен обладать большой выносливостью, уметь отлично плавать, быть прекрасным водолазом, уверенно ориентироваться под водой и на поверхности, владеть различными способами маскировки – это определяло степень готовности добровольцев к выполнению боевых задач.
Тактика атаки была такой: к стоящему на якоре судну пловец подходит со стороны носа – в этом случае течение бесшумно переместит его вдоль цели. Ныряя, он закрепляет заряды. Отход производится в сторону кормы – опять же помогает попутное течение. Этот способ атаки с успехом применялся в портах Алжира и Гибралтаре.
Готовились диверсии против судов противника и в портах нейтральных стран. Здесь «Чимичи» нуждалось в некоторых изменениях и усовершенствованиях. Дело в том, что в порту подрыв заряда вызывал потопление судна на небольшой глубине, а это означало не уничтожение, а лишь временный вывод из строя – обычно часть судна оставалась над поверхностью воды, что позволяло спасти груз и облегчало подъем самого судна. Но самое главное – такой акт на территории нейтральной страны мог вызвать дипломатические осложнения и весьма нежелательные политические инциденты. Помогло применение заряда «Баулетти», похожего на «Чимичи», но с иными характеристиками. Масса заряда была увеличена не намного, зато разрушительная сила стала значительно больше благодаря взрывчатому веществу, предоставленному Германией.
Взрывателей было два. Один обеспечивал взрыв по истечении определенного времени, а другой срабатывал после прохождения судном определенного расстояния. Второй взрыватель состоял из вертушки, которая начинала вращаться, только когда судно развивало скорость в шесть узлов (чтобы предотвратить вращение вертушки из-за течений еще в гавани). После определенного числа оборотов, соответствующих прохождению, к примеру, ста пятидесяти миль, связанная с вертушкой предохранительная чека включала часовой механизм, и по истечении определенного времени происходил взрыв. Судно тонуло в открытом море, оставляя противника в полном неведении о причинах гибели: то ли торпеда подводной лодки, то ли мина, а может быть, еще что-то, более правдоподобное, чем диверсия в порту нейтральной страны.
В результате успешных действий только одного человека в турецком порту Александретта англичане потеряли два парохода, и еще один был сильно поврежден. Этим человеком был Луиджи Ферраро – великолепный разведчик и военный диверсант, после войны основавшей всемирно известную фирму по производству подводного снаряжения Technisub.
Между тем Боргезе готовит и, основываясь на приобретенном опыте, успешно проводит новую операцию в Гибралтаре. За боевые заслуги ему присваивают чин капитана 2-го ранга. В наградном приказе говорилось следующее:
«Командуя подводной лодкой, предназначенной для выполнения специальных заданий, после выполнения первого смелого и очень трудного задания по перевозке штурмовых средств к сильно укрепленной базе противника, повторил ту же операцию второй и третий раз с отвагой и несомненным презрением к опасности.
Приняв командование отрядом штурмовых средств, он очень умело и тщательно подготовил людей и материальную часть, что способствовало удачному завершению атаки судов противника, одно из которых было сильно повреждено, а два других потоплены.
Благодаря умелым действиям командира подводная лодка возвращалась обратно в свою базу невредимой из каждого боевого похода несмотря на трудности плавания, требовавшего предельного физического напряжения людей. Он представляет собой великолепный образец организатора и командира».
Не надо было английскому авианосцу «Арк Роял» водоизмещением в 22 000 т выходить из Гибралтара 13 ноября 1941 года. В Средиземном море он был атакован немецкой подводной лодкой и пошел ко дну в результате попадания одной торпеды (командир лодки капитан-лейтенант Гогенбергер).
А 25 ноября Восточно-Средиземноморская эскадра англичан в составе трех линейных кораблей – «Бархем» (флагман), «Куин Элизабет», «Вэлиент» и кораблей охранения подверглась смелой атаке другой немецкой подводной лодки (командир – капитан-лейтенант фон Тизенхаузен). Обнаружив в перископ три военных корабля, шедших кильватерным строем в 500 метрах друг от друга, командир начал сближение с лидером. Прорвав цепь миноносцев, с дистанции 400 метров выпустил сразу четыре торпеды из носовых аппаратов. Удар пришелся по артиллерийским погребам. «Бархем» исчез под водой меньше чем за пять минут. Внезапно освободившись от веса четырех торпед, лодка всплыла в буквальном смысле под носом «Вэлиента». С линкора открыли ураганный огонь. Но дистанция была настолько мала, что лодка оказалась вне зоны поражения. Чудом и мастерством командира и всего экипажа удалось избежать таранного удара. Лодка нырнула под самый форштевень линкора и смогла невредимой вернуться на базу.
Таким образом, у англичан на Средиземном море осталось только два линейных корабля. (Италия на тот момент имела пять). Успешно проведенная в декабре 1941 года под руководством князя Боргезе операция в Александрии, в результате которой были полностью выведены из строя оба линкора и потоплен танкер, обеспечила итальянским военно-морским силам полное господство в Средиземном море.
Подводная лодка «Шире» под командованием Боргезе блестяще справилась с задачей по доставке управляемых торпед. После 16-часового плавания вслепую, преодолев минные поля, полосу сигнальных тросовых заграждений, сетевые заграждения с сигнальными патронами и не выдав себя снабженной гидрофонами службе наблюдения и обнаружения, Боргезе сумел вывести свой корабль точно в рассчитанное место в 1,3 мили от маяка на западном молу торгового порта. Глубина здесь достигала 15 метров. Исключительное мастерство! Александрия лежала, как на ладони. Торпеды двинулись к цели в полупогруженном состоянии. Командовал группой граф Луиджи де ла Пенне. Когда торпеды добрались до волнореза, они пошли вдоль него, выискивая вход в порт. Как раз в этот момент в базу возвращались три английских эсминца. Вход в порт был освещен, боновые заграждения открыты. Большая удача! Вслед за кораблями противника диверсанты проскользнули в гавань. Приближаясь к громаде линкора «Вэлиэнт» (32 000 т), де ла Пенне со своим напарником Бьянки, наткнулись на заградительную сеть. Пришлось форсировать ее по поверхности. Маневр остался незамеченным противником, однако на винт торпеды намотался провод. Механик Бьянки, устраняя аварию, исчез. Торпеда, потеряв ход, затонула на глубине 17 метров. Но цель близка. Де ла Пенне, отсоединив боеголовку, сорок минут в одиночку буксировал трехсоткилограммовый заряд под днище корабля. Включив механизм взрывателя на 6 часов утра, измученный моряк всплыл на поверхность и сразу же был замечен часовым на линкоре. Бежать не было сил. Подплыв к ближайшему бую, он обнаружил своего механика – при попытке освободить винт торпеды тот потерял сознание. Оба диверсанта попали в плен. Англичане понимали, какая опасность им грозит. Чтобы выяснить у молчавших итальянцев, где установлена мина, они посадили их в трюм в надежде, что под угрозой смерти те признаются. Этого не произошло.
У остальных экипажей обошлось без проблем. Водитель Атонио Марчелья вывел торпеду к «Куин Элизабет» и вместе со своим водолазом четко, как на ученьях, заложил мину. Водитель третьей торпеды Винченцо Мартеллотта не смог найти авианосец, поскольку его не было в порту. Тогда он заминировал большой танкер «Сагона». В результате взрыва и возникшего затем пожара серьезно пострадал эсминец «Джарвис», находившийся рядом. Оба экипажа, добравшись до берега, попали в плен.
>> ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Вернуться в
ЛИЧНОСТИ
Вернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮ
Вернуться в
КАРТУ САЙТА