ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ 


26. БРОНЯ ПРОТИВ СНАРЯДОВ

Советский тяжелый танк КВ-1С

Советский тяжелый танк КВ-1С. Боевая масса - 42,5 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 76,2-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 75 мм, борт - 60 мм, башня - 82 мм. Двигатель - дизель В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 250 км.


В ходе гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах танки республиканцев встретились с грозным противником - скорострельными противотанковыми пушками 20-47-мм калибра. Снаряды этих орудий легко пробивали тонкую противопульную броню со всех дистанций. Поэтому танк оказался легкоуязвимым. Выход из создавшейся ситуации напрашивался сам: усилить бронезащиту машин.

Но чтобы устанавливать толстые броневые плиты, надо было коренным образом пересмотреть технологию: болты и заклепки, применявшиеся ранее, не годились. На их место пришли сварка и литье деталей защиты. Броневой корпус стал несущей конструкцией, а надобность в каркасе-основе отпала.

Советские конструкторы начали создавать танки с противоснарядным бронированием в 1937 году. Уже весной того года был построен средний танк Т-111. Его 60-мм броню не могли разрушить снаряды 37-мм пушек. Т-111 имел массу 28 т и был вооружен 45-мм пушкой, такой же, какая устанавливалась на Т-26 и БТ. Благодаря 300-сильному двигателю машина развивала скорость 30 км/ч. Тем не менее танк оказался сложным в производстве и на вооружение не поступил. Но при его проектировании и строительстве был накоплен опыт, необходимый для выпуска подобных машин. И когда перед танкостроителями поставили задачу разработать тяжелый танк прорыва, они решили ее в довольно сжатые сроки.

Как известно, сила традиций великая вещь: танки первоначально задумывались как трехбашенные (вспомните Т-35 с пятью -башнями). Однако по ходу конструирования стало ясно: многобашенный танк с толстой броней будет слишком тяжел. Поэтому у каждого из построенных в 1939 году двух экспериментальных тяжелых танков - СМК (ведущий конструктор А. С. Ермолаев) и Т-100 (ведущий конструктор С. А. Гинзбург) - только по две башни.

По вооружению и бронированию они не отличались друг от друга, но ходовая часть, внешне тоже одинаковая, на самом деле была различной. На СМК впервые в советском танкостроении применили торсионную индивидуальную подвеску опорных катков. Ее разработали и опробовали на одном экземпляре Т-28 конструкторы Н. В. Цейц и Н. Ф. Шашмурин. СМК имел и другие новшества: широкие гусеницы, внутреннюю амортизацию опорных катков, планетарный бортовой редуктор.

На Т-100 в качестве упругого элемента подвески использовались листовые рессоры. Башни машины располагались в продольной плоскости (у СМК меньшая башня смещена к левому борту). Танк весил больше 60 т. И все же эти машины оказались слишком тяжелыми и уже поэтому не годились для массового производства. СМК выпустили в единственном экземпляре, а из двух строящихся Т-100 второй был достроен как тяжелая самоходная артиллерийская установка СУ-100Y ("игрек") 130-мм морской пушки. Оба танка оснащались авиационным двигателем ГАМ конструкции А. А. Микулина (переделанным для торпедных катеров).

Коллективу, возглавляемому главным конструктором Ж.Я. Котиным, стало ясно, что полноценным серийным танком с противоснарядной броней может быть только однобашенная машина. На ней, облегченной за счет отсутствия второй башни, можно установить более мощную броню. Ж. Я. Котину и сотрудникам удалось обосновать и отстоять высказанные предложения. Это, несомненно, большая заслуга коллектива.

В конструкторском бюро Ж. Я. Котина группа во главе с Н. Л. Духовым приступила к разработке однобашенного тяжелого танка с дизель-мотором В-2. Он получил название КВ ("Клим Ворошилов"). В сентябре 1939 года новую машину демонстрировали правительству (подробнее см. "ТМ" № 8, 1970).

Во время советско-финского вооруженного конфликта (1939-1940 годы) на прорыв укрепленной линии Маннергейма на Карельском перешейке были направлены два только что изготовленных КВ, один СМК и один Т-100 в сопровождении танков Т-28. Здесь в ходе сражения стало ясно: КВ неуязвим для снарядов 40-мм противотанковых пушек. Так танк, успешно сдавший боевой экзамен 19 декабря 1939 года, был принят на вооружение Красной Армии. Серийное производство их началось на Кировском заводе в Ленинграде летом 1940 года. Стремясь удовлетворить требование командования Карельского фронта, конструкторы создали еще одну машину КВ-2, вооруженную мошной 152-мм гаубицей для разрушения долговременных огневых точек противника. Масса КВ-2 по сравнению с предыдущей машиной заметно возросла, а скорость снизилась. Выпущенные в небольшом количестве КВ-2 не успели принять участие в боях на Карельском перешейке, но использовались в начале Великой Отечественной войны.

В начале 1941 года на танке КВ-1 установили более мощную 76,2-мм пушку длиною 40,5 калибра. Снаряд ее массой 6,5 кг имел начальную скорость 662 м/с и пробивал на расстоянии 500 м под углом 60° броню толщиной более 70 мм. В то время ни одна армия мира не имела столь мощного по вооружению и бронированию танка. К началу Великой Отечественной войны советская промышленность выпустила 636 КВ. Снаряды немецких танковых и противотанковых пушек не пробивали его брони даже с самой ближней дистанции. Наоборот, снаряды нашего танка поражали гитлеровские "пантеры" с любых расстояний.

Тяжелый танк КВ-2

Рис. 69. Тяжелый танк КВ-2. Боевая масса - 52 т. Экипаж - 6 чел. Вооружение - одна 152-мм гаубица, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня - 75 мм. Двигатель - В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе - 35 км/ч. Запас хода по шоссе - 250 км.


С началом войны Кировский завод эвакуировали на Урал. Здесь на базе Челябинского тракторного завода был создан мощный танковый комбинат, известный в народе как "танкоград". Именно оттуда шли на фронт непрерывным потоком тяжелые танки.

В ходе боевых действий выяснилось, что подвижность КВ необходимо увеличить. Во второй половине 1942 года за счет уменьшения размеров корпуса и толщины брони удалось существенно повысить скорость движения машины. Были вновь сконструированы коробка передач, главный фрикцион, усовершенствованы системы охлаждения и смазки двигателя. Благодаря командирской башенке улучшилась обзорность. Машина, получившая обозначение КВ-1С (С - скоростной), выпускалась в течение почти года.

В том же, 1942 году на заводе в небольшом количестве строился огнеметный вариант КВ-8, а также КВ-9 со 122-мм гаубицей. Когда тяжелые танки с усиленным бронированием появились в немецкой армии, вооружение КВ было усилено.

Осенью 1943 года выпускалась новая модель КВ-85 с литой башней, в которой устанавливалась более мощная 85-мм пушка. Масса машины возросла до 46 т, а скорость осталась той же, что и у КВ-1С. Лобовой пулемет на КВ-85 не устанавливался. Число членов экипажа составляло 4 человека.

На базе КВ весной 1943 года был налажен выпуск тяжелых самоходных артиллерийских установок СУ-152. Эти машины впервые приняли участие в битве на Курской дуге в июле - августе 1943 года. Их снаряды с легкостью ломали броню "тигров" и "пантер", за что установка получила в войсках неофициальное название "Зверобой".

Танки "Клим Ворошилов" оказались вполне удачными по конструкции. Они всегда в поединках с машинами противника выходили победителями. До конца 1942 года КВ оставался сильнейшим в мире. В конце 1943 года, когда потребовалось существенно усилить вооружение тяжелого танка (в это же время, как мы знаем, был создан средний танк Т-34-85), КВ заменили в производстве новой, более мощной машиной ИС.

Тяжелый танк СМК

Рис. 70. Тяжелый танк СМК. Боевая масса - 55 т. Экипаж - 7 чел. Вооружение - одна 76,2-мм и одна 45-мм пушки, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 60 мм, главная башня - 75 мм. Двигатель - ГАМ, 850 л. с. Скорость по шоссе - 35 км/ч.


Вернуться в НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ

Вернуться в БРОНЕТЕХНИКА

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz