ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ 


6. "ЛАТНИКИ" XX ВЕКА

Наш Танковый Музей

Cоветская танкетка Т-23. Боевая масса - 3,5 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - не установлено. Толщина брони - 6–10 мм. Двигатель - 40 л, с. Скорость по шоссе - 35 км/ч.


Окончилась первая мировая война. На полях ее сражений были использованы легкие, средние и тяжелые танки. И все-таки некоторым специалистам казалось, что всего этого разнообразия мало. Полковник Ж. Этьенн и английский майор Дж. Мартель еще в 1915 году мечтали о "роях бронированных застрельщиков". Эту идею после войны возродил известный военный теоретик Дж. Фуллер. Он считал, что нужно иметь множество легких и дешевых в производстве бронированных машин, рассчитанных на о дного-двух человек.

Первый подобный проект разработал в нашей стране в 1919 году инженер Максимов. Конструктор стремился создать простую и дешевую боевую машину. Он назвал ее "Щитоноска". Единственный член экипажа "Щитоноски" размещался в ней... лежа что позволяло получить предельно малую высоту машины. Но, само собой разумеется, в таком крайне неудобном положении водитель танкетки не мог одновременно управлять ею и стрелять из пулемета, он даже не мог наблюдать за полем боя. А чуть позже в британское военное ведомство обратился Мартель со своим проектом сверхлегкого танка для одного человека. Получив отказ, он в 1924 году приступает к строительству его в своем гараже.

Конструированием мини-танка занялись также капитаны В. Лойд и Дж. Карден в мастерской, принадлежавшей Кардену.

Наш Танковый Музей

Рис. 15. Английская танкетка Мартеля. Боевая масса - 2,2 т. Экипаж - 1-2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 8-10 мм. Двигатель - 16 л. с. Скорость по шоссе - 25 км/ч.


Усилия Мартеля увенчались успехом: в 1925 году он демонстрирует представителям военного министерства своего рода гибрид между автомобилем и танком. Машина понравилась, и автомобильные фирмы "Моррис" и "Кроссли" повели дальнейшую разработку идеи Мартеля. Министерство заинтересовалось также работой Кардена и Лойда и поручило заводу "Виккерс-Армстронг" предоставить им свою техническую базу. Так была построена целая серия одноместных и двухместных танкеток - как стали называть эти сверхмалые танки ("танкетка" - французское уменьшительное от английского слова "танк"). В ходе испытаний выяснилось, что один человек не может справиться с функциями водителя, наблюдателя и стрелка. От идеи одноместной танкетки отказались. Последняя модель ее - "Карден-Лойд" Мк-VI (конец 1928 г.) - стала одновременно и одной из самых известных и одной из самых критикуемых машин в мировом танкостроении. Ее приняла на вооружение английская армия, но ввиду слабости броневой защиты танкетка эта применялась ограниченно - в качестве легкого артиллерийского тягача. Кроме того, она послужила базой для опытных самоходных установок 47-мм пушки и 94-мм миномета.

Танкетка Мк-VI была надежной машиной предельно простой конструкции. Двигатель в асбестовой изоляции размещался в середине корпуса, между местами водителя и стрелка, что позволило уменьшить длину машины, сохраняя достаточно большую ширину, и тем самым повысить ее маневренность. Она имела планетарную коробку передач и автомобильный дифференциал в качестве механизма поворота. Поддерживающих роликов не было - верхняя ветвь гусеницы скользила по желобу. Пулемет с водяным охлаждением системы Виккерс помещался в съемной установке, мог быть легко снят с машины и установлен для стрельбы на треноге, которую возили на крыше. Ввиду отсутствия башни высота танкетки была невелика.

Низкое расположение центра тяжести предотвращало опрокидывание ее на крутых склонах.

Наш Танковый Музей

Рис. 16. Английская танкетка "Карден-лойд" Мк-VI. Боевая масса - 1,4 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 9 мм лоб, 6 мм борта корпуса. Двигатель - "Форд"Т 22,5 л. с. Скорость по шоссе - 45 км/ч. Запас хода по шоссе - 160 км.


Танкетку Мк-VI ввиду явных тактических недостатков (прежде всего из-за отсутствия башни, что не позволяло достаточно эффективно использовать вооружение) сняли с производства уже через год.

В конце 20-х годов в капиталистическом мире разразился экономический кризис. Английское правительство не могло выделять крупные средства на содержание и вооружение армии. С другой стороны, английская военная промышленность нуждалась в рынках сбыта своей продукции. Танкетке требовалось создать рекламу. Ведь именно эта дешевая и простая в производстве машина в годы финансовых затруднений обещала удовлетворить запросы теоретиков механизированной войны. Для колониальных держав она была просто находкой. Тогда же страницы журналов и газет обошла фотография лошади и танкетки, стоявших рядом. Смотрите, мол, как невелик современный бронированный "конь", дешев, надежен в любых условиях и требует минимального ухода. Возможно, реклама сыграла свою роль: танкетки Мк-VI закупили 16 стран, а Италия, Польша, Франция, Чехословакия и Япония приобрели лицензию на ее производство. Для нужд английской армии было построено 325 танкеток и более сотни на экспорт. 5 танкеток купила Боливия и применила их в войне с Парагваем (1932- 1935 гг.). Саудовская Аравия использовала такие танкетки в многочисленных пограничных инцидентах с Йеменом. Первые же боевые столкновения показали уязвимость танкеток даже для стрелкового оружия. Несостоятельной оказалась концепция использования танкеток как механизированной брони пехоты. Но этим увлечением в 20-х и в начале 30-х годов "переболели" почти все армии мира.

В конце 20-х годов советские конструкторы, уже имевшие некоторый опыт строительства танков, создали несколько экспериментальных образцов танкеток. В то время считали, что Красная Армия нуждается в легкой многоцелевой бронированной машине - для разведки, охранения, осуществления связи и сопровождения танковых частей.

Главное конструкторское бюро Орудийно-Арсенального треста разработало танкетку Т17 ("Лилипут"). В сентябре 1927 года строительство ее поручили заводу в Ленинграде. Танкетка была задумана в двух вариантах: пулеметном и пушечном. Специально для нее сконструировали двигатель воздушного охлаждения, трансмиссию и резино-металлическую гусеницу. Несколько позже по типу танка МС1 разработали двухместную танкетку Т23, представлявшую собой как бы его облегченный вариант. Постоянного вооружения на ней не было; она могла служить как пулеметовоз или легкий бронетранспортер.

В 1929-1931 годах выпущено несколько машин Т17 и Т23, во в серийное производство они так и не пошли.

Не отставали от других и конструкторы Франции и США. С 1921 по 1928 год уже известная нам фирма "Сен-Шамон" создала четыре экспериментальных образца одно- и двухместных колесно-гусеничных танкеток. Для одного человека предназначалась и американская танкетка Т1 фирмы "Каннингем" (1928 г.).

Но все эти разработки так и не. вышли из стадии эксперимента.

Наш Танковый Музей

Рис. 17. Советская танкетка Т17 ("Лилипут"). Боевая масса - 2,4 т. Экипаж - 1 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 7-14 мм. Двигатель - 18 л. с. Скорость по шоссе - 16 км/ч.


Вернуться в НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ

Вернуться в БРОНЕТЕХНИКА

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz