ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

ТАНКИ 


Танк вчера, сегодня, завтра

Инженер-подполковник Е. Косырев (“Наука и жизнь” № 4,5 за 1968 год)


Бронетехника: Танк вчера, сегодня, завтра

ОТ “ВЕЗДЕХОДА” ДО Т-54

В оснащении современных армий ведущая роль принадлежит так называемым комплексным системам вооружения, примером которых может служить танк - боевая гусеничная машина, сочетающая в себе мощное вооружение, надежную броневую защиту и высокую подвижность Собственно, танк и был задуман как комплексная система оружия - об этом свидетельствуют слова создателя первого в мире танка, нашего соотечественника А. А. Пороховщикова, который писал: “На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука - бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами... Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…”

Танк А. А. Пороховщикова “Вездеход” покинул стены мастерских 18 мая 1915 года. Более полувека отделяет нас от этого события, но задуманное конструктором первого танка гармоничное триединство боевых качеств сохраняет свое значение и по сей день. Правда, на отдельных этапах развития танкостроения эта гармония нередко нарушалась. Так, например, был период, когда специалисты провозгласили важнейшей характеристикой танка скорость, и танки стали обгонять автомобили, но, увы, за счет снижения мощи вооружения и броневой защиты. Другой крайностью была ставка на тяжелые тихоходные танки - своеобразные сухопутные дредноуты с несколькими пушками и подчас едва ли не десятком пулеметов. Апофеозом этой концепции стал созданный гитлеровцами в конце воины сверхтяжелый танк “Мышонок”. Останки трех таких машин, взорванных при подходе советских войск, были найдены в районе Берлина. Судя по ним, толщина брони этого танка достигала 240 миллиметров, а вес составлял 160 тонн. В феврале 1915 года в мастерских расквартированного в Риге Нижегородского пехотного полка группа солдат-мастеровых и рабочих приступила к изготовлению опытного образца первого в мире танка, разработанного известным летчиком и конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым (на фото стоит слева). А 18 мая 1915 года танк Пороховщикова, названный “Вездеход” вышел в испытательный пробег. В конструкции этого танка уже были предусмотрены все основные элементы современных боевых машин - броневой корпус вооружение во вращающейся башне, двигатель внутреннего сгорания гусеничный движитель. Несущей конструкцией танка была сварная рама с четырьмя полыми вращающимися барабанами, вокруг которых перематывалась одна широкая гусеничная лента. Натяжение ленты регулировалось с помощью натяжного приспособления и натяжного барабана. Управление машиной осуществлялось с помощью размещенных у бортов двух поворотных рулевых колес. При движении по твердому грунту танк опирался на эти колеса и на ведущий барабан, а на мягком грунте “ложился” на гусеничную ленту. Длина машины составляла 3,6 метра, ширина -2 метра, высота (без башни) – 1,5 метра, окончательный вес предполагался равным 3,5-4,0 тоннам. Танк Пороховщикова “Вездеход” успешно прошел испытания, и только косность царского правительства помешала широкому освоению этой замечательной машины. Первый же опытный английский танк появился лишь полгода спустя – в сентябре 1915 года.

Коллизии поиска гармоничного сочетания боевых качеств танка не миновали и наше танкостроение. Они наглядно прослеживаются даже на примере эволюции танка одного класса - среднего танка, ставшего в конце концов наиболее массовой боевой гусеничной машиной. Первым советским средним танком был танк Т-24, созданный в 1930 году. Его характерная особенность состояла в трехъярусном расположении вооружения: один из пулеметов размещался впереди и ниже основной башни танка, а другой — над ней, во вращающейся башенке, что, в частности, позволяло одновременно вести огонь в разных направлениях. Годом позже появился опытный танк ТГ: внешне машина совершенно иной формы, с одной конической башней, оснащенной 76-миллиметровой пушкой. И снова многобашенная машина - три башни на двух ярусах имел созданный в 1933 году танк Т-28. Несмотря на то, что Т-28, как и Т-24, относился к классу средних машин, в его конструкции нашло свое отражение характерное для первой половины 30-х годов стремление конструкторов превратить танк в подвижную бронированную крепость, предназначенную для прорыва сильно укрепленных оборонительных полос противника.

Однако опыт военных учений тех лет показал, что функции прорыва укрепленных полос более свойственны тяжелым танкам, а средний танк должен стать высокоманевренным средством поддержки пехоты и кавалерии. Поэтому вторая половина 30-х годов ознаменовалась явным преобладанием “скоростной” концепции, примером воплощения которой может служить выпущенный в 1935 году опытный колесно-гусеничный танк Т-29. Эта машина уже могла двигаться на гусеницах со скоростью до 54 километров в час, а со снятыми гусеницами, на колесах - до 80 километров в час. По существу, Т-29 был колесно-гусеничным вариантом танка Т-28. Но если принять во внимание калибр его пушки, маневренность и скорость движения на гусеницах, то нельзя не назвать Т-29 важной вехой на пути к прославленному танку Т-34. Непосредственными же предшественниками Т-34 стали колесно-гусеничные танки А-20, А-30 и гусеничный танк Т-32. В конструкции их конических башен уже нашло свое отражение стремление танкостроителей повысить неуязвимость своих машин путем наклона броневых листов. Вместе с тем всесторонние испытания этих танков и анализ их возможностей позволили прийти к важному выводу: средний танк должен быть чисто гусеничной машиной.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВЕТСКИХ СРЕДНИХ ТАНКОВ ПЕРИОДА 1930-1945 ГОДОВ

Марка танка

Экипаж Калибр пушек (мм) Кол-во пулеметов Толщина брони (мм) Скорость км/ч Вес (т) Год выпуска
Т-24 5 45 4 8-20 22 18,5 1930
ТГ 11 76+37 4 50 35 25 1931
Т-28 6 76 3-4 20-30 До 40 28 1933
Т-29 5 76 4 20-30 54-80 28,5 1935
А-20 4 45 2 20-25 65 18 1939
Т-32 4 76 2 20-30 65 19 1939
Т-34 4 76 2 45-52 55 28,5 1940
Т-34 4 76 2 45-52 55 30,9 1943
Т-34 5 85 2   55 32 1944

В 1940 году появляется первая модель танка Т-34, преимущества которого проявились в первые же месяцы Великой Отечественной войны. Его 76-миллиметровая пушка поражала основные гитлеровские танки этого периода Т-III и Т-IV с предельных дистанций прицельного огня. В то же время пушки этих танков и основное 37-миллиметровое противотанковое орудие гитлеровцев были бессильны против Т-34. Столь высокое качественное превосходство советских танков в сочетании с неуклонно возрастающим их количеством вынудило фашистскую Германию в самый разгар войны пойти на чреватое многими осложнениями освоение новых танков - Т-V “Пантера”, Т-VI “Тигр” и Т-VIВ “Королевский тигр”. Однако эти машины были более чем в 1,5-2 раза тяжелее Т-34 и значительно уступали ему в маневренности. А чрезмерно выросшие габариты гитлеровских танков делали их более уязвимыми в бою.

Танк Т-34 успешно выдержал суровые испытания второй мировой войны. В то время как гитлеровцы спешно осваивали свои “Тигры”, когда англичане были вынуждены заменять устаревшие средние танки МК-II “Матильда” более мощными “Кромвелями”, а американцы - сменить танки М-3 на не менее громоздкие М4-А2 “Шерман”, Т-34 претерпел лишь модернизацию. Более того, на протяжении почти двух десятилетий эта машина оставалась образцом для подражания: не только ее конфигурация, но и многие технические параметры старательно копировались зарубежными танкостроителями.

Танк Т-34 стал классическим образцом среднего танка и признанным шедевром мирового танкостроения. Уже сама форма этой машины резко отличала ее от танков предшествующих лет. Для обеспечения наибольшей снарядостойкости башня танка имела коническую “обтекаемую” форму, верхнему и нижнему лобовым листам корпуса был придан большой наклон, наклонены были и бортовые листы корпуса Таким образом, высокая неуязвимость Т-34 была достигнута не столько за счет утолщения брони, сколько путем наивыгоднейшего расположения броневых листов, что позволило получить значительный выигрыш в весе и размерах машины - Т-34 был существенно ниже однотипных зарубежных танков. На нем впервые в мировой практике советские танкостроители применили широкие гусеницы, резко увеличившие проходимость танка по .мягким грунтам. Впервые в массовом танкостроении на Т-34 был установлен и дизельный двигатель, отличающийся от бензинового меньшей пожароопасностью и пониженным расходом топлива.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКОВ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ ПЕРИОДА IIОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Марка танка Экипаж Калибр пушек, мм Кол-во пулетов Толщина брони, мм Скорость, км/ч Вес, т Год выпуска
T-III 5 37 или 50 2 30-50 40 23 1937
T-IV 5 75 2 30-80 40 24,6 1937
T-V “Пантера” 5 75 2 40-80 50 45 1943
T-VI “Тигр” 5 88 2 80-100 40 56 1943
T-VIB “Королевский Тигр” 5 88 2 150-180 40 68 1943

Эстафета технического совершенства перешла от Т-34 к послевоенным советским средним танкам, примером которых может служить Т-54. Гармонично сочетающиеся в них мощь вооружения, надежность броневой защиты и высокая подвижность дополнились сегодня еще одним качеством - стойкостью к воздействиям поражающих факторов ядерного взрыва. Все это превращает танки в главную ударную силу сухопутных войск, совершенствование которой не прекращается ни на один день. Каким же видят зарубежные специалисты танк ближайшего будущего? Лишь общая панорама поисков и возможных решений проблем танкостроения позволяет представить пути дальнейшего совершенствования боевых гусеничных машин.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНИХ ТАНКОВ АНГЛИИ И США ПЕРИОДА IIОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Страна Марка танка Экипаж Калибр пушек, мм Кол-во пулемет Толщина брони, мм Скорость, км/ч Вес, т Год выпуска
Англия МК-II “Матильда” 3 40 2 80 25 25 1939
“Кромвель” 5 75 3 65 60 28 1944
США М-3 7 75 и 37 4 50 37 25 1940
М4-А2 “Шерман” 5 75 1-2 40 40 32 1941

Советский средний танк Т-54

 

КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА СОВЕТСКОГО СРЕДНЕГО ТАНКА Т-54
А – ОТДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ.
Б – БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.
В – МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.
1 – пушка, 2 – маска пушки, 3 – прожектор аппаратуры ночного вождения, 4 – механизмы вертикальной наводки пушки, 5 – телескопический прицел, 6 – крупнокалиберный пулемет, 7 – прибор наблюдения, 8 – антенна, 9 – сиденье командира танка, 10 – люк командира танка, 11 – двигатель, 12 – планетарный механизм поворота, 13 – коробка передач, 14 – ведущее колесо, 15 – гусеничная цепь, 16 – опорные катки, 17 – направляющее колесо, 18 – приборы наблюдения механика-водителя, 19 – сиденье механика-водителя, 20 – рычаги управления, 21 – амбразура для пулемета.

>> ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Вернуться в БРОНЕТЕХНИКА

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz