ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК |
Корабли ВМФ Великой Отечественной Войны |
2. Тральщик типа "Трал"
Для советских тральщиков война началась раньше и кончилась значительно позже, чем для всех
других классов боевых кораблей. Разрабатывая планы "блицкрига", гитлеровцы рассчитывали
заблокировать силы нашего флота в базах и взять их потом с суши, для чего и была произведена
воздушно-минная атака Таллина, Кронштадта, Либавы и Севастополя. Однако достичь успеха немцам
не удалось: вечером 22 июня 1941 года главнокомандующий ВМС адмирал Н. Кузнецов докладывал
правительству, что воздушный налет на Севастополь отражен и черноморцы приступили к
контрольному тралению фарватера; что мины, сброшенные возле Кронштадта, замечены постами
наблюдения и связи, поэтому особой опасности не представляют; что обстановка на Севере пока
спокойная. Но, прежде чем линкоры и крейсера, эсминцы и сторожевики, подводные лодки и минные
заградители смогли приступить к выполнению боевых заданий, на расчистку фарватеров должны были
выйти советские тральщики.
В корабельном составе русского флота тральщики появились только в июне 1915 года, когда полным ходом шла империалистическая война. Потребность в кораблях нового класса оказалась столь настоятельной, что за полтора года их количество увеличилось с 12 до 50, то есть больше чем в 4 раза - рост беспрецедентный в истории нашего флота. Правда, среди них насчитывалось не так уж много кораблей, спроектированных специально как тральщики. Большей частью это были переоборудованные суда русского торгового флота, кое-как приспособленные для траления мин. Первым надводным кораблем, спроектированным и построенным молодой советской судостроительной промышленностью, стал тральщик типа "Трал", спущенный в 1934 году.
Вооруженные тралами, параван-охранителями, 100-мм пушкой, зенитными орудиями и глубинными бомбами, эти 450-тонные корабли с дизельной установкой в 3000 л. с. развивали скорость хода до 21 узла. Опыт их постройки и эксплуатации послужил основой для разработки более мощных и совершенных тральщиков типа "Полухин", начавших поступать на вооружение флота с 1942 года. При увеличенном до 800 т водоизмещении новые тральщики несли две 100-мм пушки и развивали скорость полного хода до 24 узлов. Тральщики типа "Трал" получились, как говорят конструкторы, прямо с чертежа: на испытаниях головных и серийных кораблей не обнаружилось никаких неожиданностей, недостатков и промахов, что позволило быстро наладить их строительство на небольших судостроительных заводах.
|
Вернуться в
Вернуться в
МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮВернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮВернуться в
КАРТУ САЙТА