ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

КРЕЙСЕР "ВАРЯГ" 


Окончание.

Родина встречает и награждает героев

Российский пароход «Малайя» на подходе к Одессе встречали пароходы «Суворов», «Святой Николай», «Полезный», «Смелый» и «Работник». В день прихода в Одессу, 10 марта 1904 года, погода стояла мерзкая: холодный ветер с моря, мелкий дождь, но с раннего утра народ повалил в порт. В 12.40, когда «Малайя» уже подходила к порту, встретил ее в море на катере «Тамара» начальник порта. Он поднялся на борт и вручил матросам и старшинам Георгиевские кресты. В 15.00 «Малайя» подошла к причалу. Первым сошел на пирс старпом, капитан II ранга Степанов. За ним по трапу сошли врач Храбростин, корабельный священник Руднев (однофамилец командира), судовые механики Спиридонов и Задорин и 268 старшин и матросов. Через неделю в Одессу прибыли из Марселя офицеры, в том числе штурман Беренс, а 5 апреля в порт вошел французский пароход «Криме», на котором прибыл Руднев, три офицера и 444 матроса «Варяга» и «Корейца», а также пес «Варяга» Кирюшка, разделивший с командой всю трудную дорогу к славе.

В тот же день, 5 апреля, все моряки-герои сели на пароход «Святой Николай», который шел в Севастополь, а оттуда 11 апреля команды «Варяга» и «Корейца» направились в Петербург, куда прибыли 16-го. Вся столица принимала «марш героев» по Невскому проспекту, потом их встречал император Николай II в Зимнем дворце. Руднев получил Святого Георгия, флигель-адъютанта и назначение командиром линкора «Андрей Первозванный» и XIV флотского экипажа Балтфлота. На родине командира был установлен его бюст. В 1905 году, во время революционных брожений на флоте, Руднев был отправлен в отставку с мундиром и пенсионом. Он скончался 7 июля 1913 года в своем имении в селе Савино Тульской области.

Восьмого февраля 1954 года, в день 50-летия сражения у Чемульпо «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении 15 оставшихся к этому времени в живых ветеранов-моряков медалью «За Отвагу».

В 2004 году подвигу матросов, старшин и офицеров кораблей-героев «Варяга» и «Корейца» исполнится век.

Конец одиссеи крейсера «Варяг»

Год «Варяг» пролежал на дне рейда у Чемульпо. В марте 1905 года японские водолазы подняли крейсер, отремонтировали и ввели в бронепалубную крейсерскую бригаду вице-адмирала Уриу под именем «Сойя», но на корме, под японскими иероглифами, Того, с разрешения микадо Муцухито, оставил надпись золотой славянской вязью — «Варяг».

Война окончилась цусимской трагедией. Моряки империи и общественность требовали выкупить корабль-герой у японцев, но те на переговоры не шли. Когда началась Первая мировая война и позиции России и Японии сблизились, японцы продали «Варяг». 22 марта 1916 года в японский порт Кобе прибыла российская команда и приняла от японских военных моряков легендарный крейсер. «Варяг» пришел во Владивосток. Кораблю затем предстоял дальний переход. Он прошел два океана, несколько морей и 17 ноября 1916 года бросил якорь в гавани Александровска (г. Полярный), войдя в состав Императорской Флотилии Северного Ледовитого океана.

Однако крейсер нуждался в ремонте котлов и машин. Такой ремонт можно было осуществить на фирме, которая строила «Варяг», — на верфях Крампа, в Филадельфии. В условиях разгара подводной войны Германии против стран Антанты и США в Атлантике, посылать крейсер в Филадельфию для ремонта было бы, по крайней мере, неразумно. Поэтому российское Морское ведомство договорилось послать «Варяг» на ремонт в Англию. 25 февраля 1917 года крейсер поднял якорь и взял курс на Ливерпуль. Команда принимала участие в ремонте, и к сентябрю того же года «Варяг» должен был вновь стать в строй. Однако британские фирмачи не спешили.

Тем временем в Петрограде большевики и левые взяли власть. Отголоски докатились до Ливерпуля. Команда крейсера подняла красный флаг, была снята с судна и интернирована, а «Варяг» ремонтная фирма решила продать на слом другой, ирландской, фирме. Однако переход судна можно было осуществить только после окончания I Мировой войны. В начале 1922 года крейсер пошел своим ходом, и в середине марта во время шторма напоролся на каменную банку и затонул.

В 1954 году когда страна и народ отмечали 50 лет подвига «Варяга», разрабатывался типовой проект нового ракетного крейсера для серии из четырех судов. Было решено одно из них спустить на воду под именем «Варяг». Крейсер вступил в состав Тихоокеанского флота в 1963 году. Прошло 20 лет, и на Черном море был заложен ракетный авианесущий крейсер «Варяг» для охраны отечественных торговых коммуникаций на океанских просторах. Однако ему не суждено было носить славу моряков легендарного «Варяга». Не стало ни государства, ни средств финансирования, не стало и Черноморского торгового флота, коммуникации которого надо было охранять в мировом океане. Недостроенный «Варяг» потомки славных моряков продали китайским бизнесменам для фешенебельного плавучего ресторана.

От подвига «Варяга» осталась лишь память — легенда и песня:

Там, среди шумного моря,
Вьется Андреевский флаг —
Бьется с неравною силой
Гордый красавец «Варяг».

 

 

Источник: ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ


Вернуться в КРЕЙСЕР "ВАРЯГ"

Вернуться в КРЕЙСЕРА

Вернуться в МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА







Хостинг от uCoz