ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

Ки-84 "ХАЯТЕ" 


Лучший истребитель Императорской армии Японии

Ki-84 Hyate

Боевой самолёт "тип 4" Накадзима Ki-84 "Хаяти"

(американское условное наименование"Фрэнк")

Тип: одноместный фронтовой истребитель-бомбардировщик и дальний истребитель сопровождения ВВС Императорской армии Японии

Конструктор: Тамура Кояма.

Изготовитель: Накадзима Хикоки KK, заводы Ота в Утсономии, а также Манцуи Хикоки Сейзо KK (Манчьжоу-Го).

Двигатель: на модели I-а - один 1825 л/с Накадзима Хомаре Hо-45-12, "тип 11", 18-цилиндровый, двусторонний, радиальный, воздушного охлаждения с непосредственным вспрыском топлива в цилиндры. Hа модели I-b - один 1990 л/с Накадзима Хомаре Но-45-21 аналогичной конструкции


Летно-технические данные (Ki-84-Iа)


размах крыльев.................................................................................. 11,238 м
площадь крыльев............................................................................... 21,00 м2
длина......................................................................................................... 9,92 м
высота.................................................................................................... 3,385 м
вес пустого............................................................................................ 2680 кг
вес взлетный.......................................................................................... 3750 кг
вес с максимальной нагрузкой......................................................... 4150 кг
скорость максимальная............................................................. 630 км/час
скорость у земли.......................................................................... 545 км/час
скороподъемность..................................................................... 1100 м/мин
потолок................................................................................................. 10500 м
дальность нормальная..................................................................... 1650 км
дальность с дополнительным баком............................................ 2170 км
бомбовая нагрузка............................................................................... 500 кг
Вооружение:


Ki-84-1а-две пушки Хомаре Но-5 20 мм в крыльях и два синхронных пулемета 12,7 мм "тип 103";
Ki-84-1b - четыре пушки Хомаре Ho-5 20 мм (две в крыльях, две на фюзеляже синхронные);
Ki-84-1с - две синхронные пушки Хомаре Ho-5 20 мм и две пушки Но-105 30 мм в крыльях.
На всех моделях были два узла внешней подвески под крыльями для сбрасываемых баков на 200 л топлива или 2-х бомб по 250 кг. Обычно пилоты брали с собой одну бомбу и один бак.


История конструкции:

Концепция японского самолетостроения в общем копировала американское деление авиации на морскую (авианосную) и сухопутную. Накануне вступления в войну с США, Великобританией, Австралией и Голландией на Тихом океане японское командование рассчитывало на быструю победу, возглагая основные надежды на авианосные военные самолеты, в первую очередь на неизвестные американской разведке истребители А6М типа "0", получившие сначала у летчиков Соединенных наций наименование "Зеро", а позднее "Зеке" (япон.-"чёрт") по условному тихоокеанскому коду летчиков США. Проблема заключалась в том, что типы всех японских самолетов, как морских, так и сухопутных, обозначались одинаково: годом запуска в серию согласно от начала династии Мейдзи. Отсюда Мицубиси А6М2 стал для разведки США типом "0" в морской авиации (1940 г.), хотя так обозначался и сухопутный Ki-43. Это вносило страшную путаницу, когда в донесениях резидентов и данных радиоперехвата фигурировал, казалось бы, один самолет, но при рассмотрении деталей становилось видно, что это - принципиально различные машины. Советская стратегическая разведка в этих маркировках так и не разобралась, и именовала японские самолеты по назначению с добавлением типового номера. Так, истребитель Накадзима Ki-27 "тип 97" именовался просто И-97, одномоторный тактический бомбардировщик Мицубиси Ki-30 - ЛБ-97, а двухмоторный средний бомбардировщик Мицубиси Ki-21 - СБ-97. Кроме того, после Халхин-Гола перспектива конфликта с Японией представлялась малореальной, и знаменитый палубный "Зеро", не состоявший на вооружении Квантунской армии никак не отразился в наименованиях вероятных самолетов-противников. Американцы же, вступившие в войну в декабре 1941 года, чтобы разрешить эту проблему, поступили просто - стали давать личные условные имена японским самолетам: истребителям и разведчикам мужские, а бомбардировщикам - женские.

Императорская сухопутная армия в отличие морской располагала своими конструкциями самолетов. Основным истребителем ВВС армии был Накадзима Ki-43 "Хаябуса", сменивший Ki-27 и применявшийся в основном в Китае и Бирме. До появления в составе военно-воздушных сил Китая специального авиакрыла американских добровольцев генерала Ченнолта "Летающие тигры", вооруженного высокоманевренными истребителями Рипаблик Р-43 "Лансер" и Кертисс Р-40F "Томагавк", слабая китайская авиация, представленная устаревшими итальянскими самолетами Фиат CR-32,английскими Глостер "Гладиатор"II, Кертисс Р-75M/N/0 "Хок" аргентинской сборки с неубирающимися шасси и советскими И-16 не могла оказать реального противодействия японским самолетам ни по качественным, ни по количественным показателям. Поэтому необходимости в модернизации своего истребительного парка командование Императорской армии Японии не видело. Здесь господствовало заблуждение, что в Китай будут направлены самолеты-истребители Белл Р-39Q "Эйркобра" подразделений авиации американской морской пехоты, с которыми не ожидалось больших проблем из-за ненадежного серийного двигателя Аллисон V-1710-21, неудовлетворительной горизонтальной маневренности, незначительного боевого потолка, относительно небольшой скорости и низких штопорных характеристик. В воздушных боях над Гудалканалом преимущество всегда оставалось за "зеро". В японских штабах не знали, что генерал Ченнолт в Китае категорически отказался от них, сказав, что "кобрам" место только... у русских.

Трофейный Ki-43 "Хаябуса" ("Сапсан") с опознавательными знаками Гоминьдана

Р-39 "Аэрокобра", который американцы использовали в качестве штурмовика, а русские асы - в качестве одного из наиболее эффективных истребителей на советско-германском фронте

С появлением же в его авиакрыле истребителей Рипаблик Р-47В "Тандерболт", достигавшими скорости 640 км/час на высоте 6000 м, американские "летающие тигры" стали "крепким орешком" для противника. Модификация "Хаябусы" Накадзима Ki-44-I "Шоки" (американское условное наименование "Тойо")с максимальной скоростью 605 км/час, вооруженная двумя крыльевыми 30-мм пушками и имеющая мощнейший залп, радикально изменить соотношение сил не могла хотя бы потому, что ее скорость и высотность оставались в целом невысокими для требований 1943 г. Кроме того, перенеся центр тяжести войны с США на океанские просторы, что потребовало резкого увеличения производства палубных самолетов, выпуск армейских "Шоки" стал неуклонно сокращаться. Кроме того, горизонтальная маневренность Ki-44 по причине усиления вооружения значительно ухудшилась по сравнению с Ki-43 и упала дальность.

И фирме "Накадзима" в январе 1942 года был сделан заказ на новый армейский истребитель, способный успешно бороться с новейшими американскими самолетами. Задание включало в себя требования достижения максимальной скорости в диапазоне 640-680 км/час и вооружения самолета двумя пушками и двумя пулеметами. Новый самолет должен был находиться в воздухе как фронтовой истребитель полтора часа, а как истребитель сопровождения - три с половиною. Хидео Итокава был занят проектом двухмоторного истребителя с такими параметрами, и задание было передано Тамура Кояма.

Главный конструктор проекта Кояма, один из талантливейших авиационных инженеров Японии, отказался от идеи модификации морально устаревших Ki-43 и Ki-44 и решил создать принципиально новый самолет. Он тщательно изучил опыт применения истребителей как на европейском, так и тихоокеанском театрах военных действий, их достоинства и недостатки. Результатом стал прототип, совершивший первый полет в марте 1943 г., и сразу было объявлено о выпуске его малой серии. Производство 83 машин началось в августе 1943 г., и они немедленно стали поступать в войска.

Ki-84, по мысли Коямы, должен был стать аналогичным по летно-техническим и эксплутационным качествами лучшим истребителям европейского фронта с моторами воздушного охлаждения с непосредственным вспрыском топлива, как двигатели Ла-5ФН и Рипаблик Р-47D2 "Тандерболт".

И его "Хаяти", "Сокрушающий смерч", стал общепризнанным лучшим сухопутным японским истребителем времен второй мировой войны. Высокими показателями"Хаяти" был частично обязан своему превосходному двигателю прямого впрыска горючего в цилиндры NK9A. Но, как ни парадоксально, именно он стал источником большинства проблем нового самолета, поскольку мотор требовал чрезвычайно квалифицированного обслуживания. После каждого вылета он нуждался в промывке. А это было трудно обеспечить из-за быстрой смены мест базирования и невысокого уровня профессиональной подготовки наземного технического персонала авиационных частей в Китае и на Филиппинах, куда направлялись после поражения японского флота у атолла Мидуэй в основном ограниченно годные военнослужащие.

Ki-84-Ко из 246-го Сентая фельдфебеля Кендзи Фудзимото, аэродром Тайсё, Осака, Япония, июль 1945 года.

Ки-84-I-ко

Этот самолет, получивший у союзников условное наименование "Фрэнк", таким образом, не уступал всем истребителям Объединенных Наций.Он по своим показателям опережал все предыдущие японские модели. Американцы в Китае вначале даже стали избегать встреч с Кi-84, понеся большие потери.

Но Tамура Кояма спроектировал свой самолет таким образом, что его высокие летно-технические данные, наряду с тщательным обслуживанием двигателя, можно было обеспечить, используя при строительстве Ki-84 особо прочные материалы. В условиях острого дефицита и низкого качества металла в Японии никакая закалка стали не обеспечивала ее необходимой прочности. Особые проблемы были связаны с шасси. Чтобы сделать скоростным профиль крыла и установить новый винт автоматически изменяемого шага, который имел значительно больший диаметр, чем все остальные японские пропеллеры, Кояма был вынужден значительно увеличить их высоту. У самолета в связи со скоростным профилем крыла и высокими шасси оказался высокий посадочный угол: при посадке "Хаяти" вынужден был использовать минимальную скорость и, как говаривали летчики, "щупал" землю, поскольку их пилоты имели ограниченный обзор. Разбег и пробег истребителя был непривычно велик, и фронтовые аэродромы стали для него малы. Советские летчики прозвали Ki-84 за эту особенность"Цаплей". Это часто приводило к тому, что стойки шасси, по соображениям передней центровки расположенные в крайнем носке переднего лонжерона просто подламывались в основании при неаккуратном приземлении. Американские палубные истребители Грумман F7F-1"Тайгеркэт" и Воут F4U-4 "Корсар" в период боев над Филлипинами и в заливе Лейте быстро обнаружили этот конструктивный недостаток Ki-84 и стали подстерегать их вблизи аэродромов базирования, где японцы и понесли основные потери.

Прогрессирующее ухудшение качества обслуживания приводило к тому, что и без того неважно подготовленные армейские японские пилоты часто не умели использовать выдающие качества своих новых самолетов. Однако несмотря на это он оставался превосходным истребителем-бомбардировщиком. Эксплутационные недостатки Ki-84 не умаляли его достоинств: он превосходил по скорости на второй границе высотности 6000 м Ла-5ФН на 25 км/час, Норт-Американ P-47D-25 "Мустанг" - на 5 км/час, а Рипаблик Р-47D-37 "Тандерболт" - на 35 км/час! Уступал ему на 80 км/час и знаменитый палубный Грумман F6F5 "Хэллкэт". Английские истребители Cyпермарин "Сифайр"V из-за слабой прочности конструкции вообще не были "Хаяти"соперником! Шквал пушечного огня, изрыгаемый последними моделями Ki-84, при удачном попадании за доли секунды попросту разламывал самолет противника.

Японское командование,уверовав в непобедимость "Хаяти", основную их массу перебросила на Филиппины, чтобы противостоять бомбардировкам Японии тяжелыми бомбардировщиками В-29 и В-24 с острова Тиниан и авианосными группами из моря Сибуян. Но Ki-84 не имели соответствующей высотности для перехвата "суперкрепостей" и "либерейторов", герметических кабин да и опыта полетов над морем японские летчики Императорской армии не имели. Американские же дальние бомбардировщики целенаправленно разрушали именно те авиамоторные заводы, которые производили новейшие двигатели для "Хаяти". Производство их было налажено на подземных заводах в Маньчжурии,- японцы называли их "тоннелями". Острая нехватка материалов привела еще и к тому, что у нескольких следующих моделей хвостовые части строились из дерева (Ki-84-II и Ki-106). Конструкция не была на это рассчитана в отличие, например, от истребителей Семена Лавочкина или Де-Хэвилленд DH-58 "Москито". При резких эволюциях хвостовое оперение нередко разрушалось, что заставляло командование ограничивать боевую нагрузку и скорость: хотя на второй границе высотности Ki-84-IIb разгонялся до 680 км/час, на средних высотах он редко переходил рубеж 550 км/час (для сравнения - Ла-5ФН развивал скорость 590 км/час). Не помогла и установка новых двигателей Хомаре Hо-45ru в 2000 л/с и даже Хомаре Но-44/13 в 2500 л/с. Планер стал испытывать перенапряжение в горизонтальном полете при использовании полной их мощности, причем такое, что самолет трясло как в лихорадке. Это не давало возможности вести прицельную стрельбу, не говоря уже об управлении. Утомляемость пилотов стала беспрецендентной. Залп из всего бортового оружия (на японских истребителях в отличие от американских не было гашеток для раздельной пулеметной или пушечной стрельбы) приводил из-за отдачи к резкой потере скорости - самолет неожиданно "клевал носом" и часто переходил в плоский штопор, выйти из которого на таком тяжелом самолете было непросто для летчиков, избалованных легкими и послушными истребителями Накадзима довоенных конструкций.

Все эти паллиативные меры лишь усугубили "детские болезни" этого оригинального самолета. Японские летчики армейских ВВС стали требовать пересадить их обратно на проверенные и надежные Ki-43 и Ki-44, опасаясь новых неожиданных капризов "хаяти".

Всего было выпущено 3514 машин (2689 в Охте, 727 в Юцономии и 95 в Манцуци в Маньчжурии).

С началом военных действий СССР против Японии в Северо-Восточном Китае 9 августа 1945 года советские ассы по справедливости смогли оценить достоинства нового японского истребителя. Но в воздушных боях тем не менее побеждал боевой опыт и более прогрессивная тактика советских авиаторов. Около двух десятков боеспособных Ki-84, сбив в воздухе в первые дни вторжения несколько самолетов, стали объектом пристального внимания советских авиационных штабов. В итоге все "хаяти" были буквально сметены с китайского неба, а большинство из них было уничтожено и повреждено на аэродромах штурмовой авиацией, так как американское командование передало Сталину на Потсдамской конференции сведения об уязвимых местах нового японского истребителя - в особенности его взлетно-посадочных характеристик.

Ki-84 всех модификаций был одним из лучших истребителей второй мировой войны и составил золотой фонд авиационной инженерной мысли, но их было слишком мало, чтобы изменить положение в воздухе. В технологическом отношении он оставался "сырым", а для его доводки не хватило времени.

 

<<< НАЗАД

 


Вернуться в АВИАЦИЮ ЯПОНИИ

Вернуться в АВИАЦИЮ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА







Хостинг от uCoz