ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

Мицубиси G4M "Бетти" 


Mitsubishi G4M "Betty"

Торпедоносец-бомбардировщик "Бетти" G4M1

Двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан, дальний скоростной бомбардировщик-торпедоносец с экипажем из 7-8 человек. Мицубиси G4M принимали активное участие в боевых действиях на Тихом океане с первого до последнего дня войны. Они соединили в себе большую дальность полета, высокую скорость и совершенные аэродинамические формы, и благодаря этому стали настоящим символом японской морской авиации - наравне со знаменитым истребителем АбМ «Рейсен», или «Зеро».

Конструкция:

Фюзеляж - овального сечения (в миделе - 2,5 м х 2 м), монокок клепаной конструкции. Крыло - трапециевидной формы в плане, со скругленными законцовками без изломов по передней и задней кромкам. Среднее расположение крыла позволило исключить интерференцию с фюзеляжем без применения развитых зализов. Кроме того, среднерасположенное крыло при больших запасах и выработках топлива не изменяла центровку самолета. Конструкция - цельнометаллическая, двухлонжеронная, с работающей обшивкой и клепкой впотай. Профиль крыла - «Митсубиси» MAC 118.

Силовая установка - два звездообразных двухрядных 14-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения «Касей»11. Взлетная мощность 1530 л.с./2450 об/мин на второй скорости нагнетателя, максимальная мощность 1410 л.с./2350 об/мин на 2000 м и 1340 л.с./2350 об/мин на 4000 м. Двигатель оснащен двухскоростным одноступенчатым нагнетателем. Вес 632 кг. Передаточное число редуктора 0,684. Винт «Сумитомо Гамильтон» с механизмом постоянных оборотов CS-3B, трехлопастной, металлический. Диаметр 3,4 м, пределы изменения шага 20-40°, вес 175 кг.

"Бетти" G4M со снятыми бомболюками


Топливная система состоит из восьми непротектированных ба­ков общей емкостью 4780 л, размещенных между лонжеронами крыла, а также топливопроводов и электробензонасосов. Два бака емкостью по 690 л расположены в центроплане (внутри фюзеляжа); во внутренних консолях крыла (между фюзеляжем и мотогондолой) смонтированы 630-литровые; еще по два бака емкостью 640 и 430 л находятся между мотогондолой и стыком с внешней консолью.

Генераторы постоянного тока обеспечивают работу приводов шасси, закрылков и других систем и оборудования. Самолет оснащен автопилотом «Сперри», радиокомпасом. Штурман при бомбометании использует оптический бомбоприцел «Тип 90».

Стрелковое оборонительное вооружение состояло из четырех (и двух запасных) пулеметов калибра 7,69 мм и пушки калибра 20 мм. Пулеметы размещались в кабине штурмана, верхнем блистере и двух боковых блистерах. Пулеметы Морской Тип 92 представляли копию английского пулемета «Виккерс» того же калибра и оснащались дисковыми магазинами емкостью 97 патронов (могли использоваться и магазины на 47 патронов). Блистер верхней стрелковой точки, Боезапас - семь дисковых магазинов по 97 патронов в каждом. Боковые блистеры по конструкции подобны верхнему, Боезапас - шесть магазинов (для каждого). На потолке между блистерами мог крепиться еще один запасной пулемет. Пушка «Мегуми» Специальный Морской Тип 99 модель 1, размещена в хвосте самолета. Боезапас - восемь барабанов по 45 снарядов в каждом.

На начальном этапе войны G4M достигли больших успехов, в немалой степени способствовав захвату японцами огромных территорий. Они наносили бомбовые удары по целям на территории Филиппин и Китая, по Порт-Дарвину в Австралии и Порт-Морсби на Новой Гвинее, участвовали в потоплении британских линкоров «Принс оф Уэлс» и «Рипалз»: 10 декабря 1941 два из самых больших и мощных британских военных кораблей - новый линейный корабль «Prince of Wales» и линейный крейсер «Repulse» - были потоплены торпедой японских самолетов недалеко от берега Малайи.

Постепенно G4M стали сдавать позиции. Так, в январе 1942 года 17 бомбардировщиков, взлетев из Рабаула, попытались без истребительного прикрытия атаковать американский авианосец «Лексингтон». Встретившие их палубные истребители «Уайлдкэт» при минимальных собственных потерях сбили 15 японских машин. В дальнейшем ситуация еще более ухудшилась. Отсутствие бронирования и протектированных топливных баков делало G4M сравнительно легкой добычей. Они даже получили неофициальное прозвище «Одноразовая зажигалка» или «Летающая сигара». Японское командование не предприняло своевременно мер по усилению защиты своих лучших бомбардировщиков. Модификация G4M3 появилась слишком поздно, когда исправить ситуацию уже было невозможно.

Японский торпедоносец-бомбардировщик "Бетти" G4M2


Весьма символично, что последняя горькая страница в военной истории Японии связана именно с G4M. 19.08.1945 на двух G4M1 с зелеными крестами на фюзеляже на остров Иесима вылетела японская делегация во главе с генерал-лейтенантом Торасиро Кавабе для выработки условий капитуляции.

Бомбардировщик G4M на протяжении войны строился только на Mitsubishi, которая поставила 2446 самолетов этого типа: 2 опытных, 30 истребителей G6M1, 1200 – бомбардировщиков G4M1, 1154 – G4M2, включая 640 самолетов с завода в Hагойе и 514 с завода в Окаяме, 60 – G4M3.

Базовый японский торпедоносец-бомбардировщик "Бетти" G4M2

ФОТОГАЛЕРЕЯ G4M "BETTY"


Вернуться в АВИАЦИЮ ЯПОНИИ

Вернуться в АВИАЦИЮ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА







Хостинг от uCoz