ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

Битва за Гуадалканал 


Американское командование, желая максимально использовать победу у атолла Мидуэй, в лице своего объединенного комитета начальников штабов запланировало морскую десантную операцию с целью захвата Тулаги и прилегающих позиций (острова Гуадалканал и Флорида), а также острова Санта-Круз, с целью не допустить использование этих районов противником.

Япония, в свою очередь, стремясь закрепиться в этом регионе с целью попытаться, несмотря на тяжесть понесенных уже потерь, продолжить агрессию в направлении Австралии, упредив американцев, приступила к строительству крупной авиационной базы на острове Гуадалканал. Этот относительно крупный остров, имеющий 150 километров в длину и 40 в ширину, является вершиной скрывшегося в древности под водой горного хребта. Южный берег его круто обрывается к морю, горы на севере понижаются постепенно. На нем имелись прекрасные условия для строительства аэродрома, с помощью авиации с которого японцы рассчитывали создать угрозу американским силам на Новых Гебридах и Новой Каледонии, находящихся к северо-западу и западу от островов Фиджи и к юго-западу от островов Эллис, и создать прикрытие своему морскому флангу продвижения в Папуа. Таким образом, были созданы все предпосылки для того, чтобы остров Гаудалканал стал главным объектом операций обеих противоборствующих сторон.

Высадка морской пехоты США на Гуадалканал 7 августа 1942 г.

Первопричина битвы за Гуадалканал – аэродром «Гендерсон Филд».

5 июля 1942 года американские разведывательные самолеты донесли своему командованию о строительстве японцами взлетно-посадочной полосы на острове.

К этому времени в штабе главнокомандующего силами флота США в Тихом океане Нимицем планировалась операция по захвату непосредственно японской базы Рабаул, в который и был немедленно включен захват Гаудалканала.

Ситуация тогда для американцев осложнялась тем, что срок подготовки уже спланированной операции не мог быть существенно увеличен, поскольку авиабазу следовало захватить быстрее, чем на ней появились бы японские самолеты. Победа должна была достаться тому, кто быстрее окажется на Гаудалканале – японская авиация или американские десантные силы.

Пролив "Железное Дно" между Гуадалканалом и Тулаги. В центре - остров Саво.

Гендерсон Филд. Обломки "Донтлесса", уничтоженного в результате ночного обстрела аэродрома японскими крейсерами. 1942 г.

К проведению операции со стороны США привлекались значительные силы: 3 авианосца, линейный корабль, 14 крейсеров, 35 эсминцев, 19 транспортов с частями 1-й дивизии и одного полка 2-й дивизии морской пехоты на борту (всего 19,5 тысяч человек), 287 самолетов берегового базирования. Командующими авианосным и десантным соединением были назначены соответственно адмиралы Флетчер и Тернер.

Этим силам противостоял 8-й японский флот, находившийся в Рабауле, комендантский батальон (около 400 человек) и 2700 человек из строительной команды на острове, а также авиация берегового базирования на островах Коломбанга, Фауро, Бугенвиль и других.

Генерал-майор А.А. Вандегрифт

7 августа американцы начали бомбардировку и артиллерийский обстрел острова, а затем приступили к высадке на нем десанта. К вечеру того же дня на берег высадилось до 11 тысяч солдат морской пехоты под командованием генерала Вандегрифта. Для японцев этот десант оказался полной неожиданностью, поэтому они не смогли оказать организованного сопротивления американцам. Большая часть личного состава соединений Гаудалканала бежала в джунгли, однако сопротивление японцев на острове Тулаги, гарнизон которого насчитывал 1500 человек, было сломлено только на следующий день.

Высадка 7 августа положила начало многим тяжелым морским и сухопутным сражениям в этом регионе, продолжавшимся в общей сложности 6 месяцев.

Как только Ямамото получил информацию о происходящем, он приказал Микаве атаковать корабли возле Тулаги и Гуадалканала всеми имеющимися базовыми бомбардировщиками. Их перехватили авианосные истребители, но японские пилоты все-таки подожгли транспорт «Джордж Ф. Эллиот» и тяжело повредили эсминец «Джарвис». Транспорт позднее затонул, а эсминец был добит японской авиацией на следующий день.

Атака японских торпедоносцев Мицубиси G4M.

Горят японские бомбардировщики и американский транспорт "USS George F. Elliott".

Первый морской бой произошел уже 9 августа, когда эскадра адмирала Микавы в составе пяти тяжелых крейсеров, двух легких крейсеров и эсминца зашла в пролив Железное дно между островами Флоридой и Гуадалканалом, собираясь под покровом темноты атаковать транспорты противника и уничтожить десант. Чтобы компенсировать всегда ощущаемый недостаток кораблей, японские военно-морские силы в течении многих лет отрабатывали действия в условиях непогоды и плохой видимости, в схожих тяжелых погодных условиях, проходили, кстати, и многие крупные учения сухопутных сил. Большинство таких морских учений проводилось в штормовое время в северной части Тихого океана, и редкие из них обходились без человеческих жертв. Кроме того, японский флот имел на своем вооружении оборудование для ведения боя в ночное время и обладал самыми лучшими торпедами в мире. В течении всей войны японцам неоднократно удавалось использовать с успехом эти преимущества.

Ночной бой у острова Саво 9 августа 1942 г. Крейсер "Куинси" в лучах японских прожекторов незадолго до гибели.

После дневного боя с самолетами противника, американский адмирал Флетчер отвел свои авианосцы от острова. Прикрыть десантные транспорты остались две крейсерско-миноносные группы: 6 тяжелых крейсеров и 6 эсминцев. Соединение Микавы захватило врасплох поочередно южную и северную группы американцев, потопило 4 тяжелых крейсера противника, нанесла тяжелые повреждения пятому, и, не понеся никаких потерь, направилось на свою базу. К счастью для американцев, Микава не уничтожил массу транспортных судов, стоявших беззащитными в Лунга-Роудсе.

В последующие дни, японцы, постепенно концентрируя у острова силы вторжения, ограничились лишь налетами авиации.

Союзники хорошо понимали стратегическое значение Гуадалканала, как и японцы. После 18 сентября они поставили задачу захвата острова на первое место среди всех операций в южной части Тихого океана. Японцы понимали, что следует перебросить подкрепления на Гуадалканал.

Вице-адмирал Гунити Микава.

Тяжелый крейсер "Аоба".

Американцы должны были уничтожить части японской армии, находящиеся на острове и обеспечить подвоз солдат и снабжения. Но самым важным становилась достройка аэродрома «Гендерсон филд». Он давал американцам господство в воздухе, что позволяло отражать японские удары и мешать обстрелам с моря и бомбардировкам американских позиций.

Первый самолет сел на аэродроме «Гендерсон Филд» 12 августа, а 17 августа он был объявлен пригодным к использованию в нормальную погоду. Из нескольких мест туда были переброшены самолеты. Первыми прибыли 19 истребителей Грумман F4F «Уайлдкэт» и 12 пикирующих бомбардировщиков Дуглас SBD «Донтлесс» с эскортного авианосца «Лонг Айленд». За ними 22 августа прилетела эскадрилья истребителей Р-400 (экспортная версия истребителя Белл P-39C «Аэрокобра»).

Истребитель Р-400 "Аэрокобра" 67-й истребительной эскадрильи армии США

К концу августа Гуадалканал стал непотопляемым авианосцем, который можно было захватить только изнутри. Американцы превратили Гендерсон во всепогодный аэродром, используя дробленый коралл. Обладание аэродромом отдало им господство в воздухе, а следовательно, и на море вокруг Гуадалканала в дневное время. Но с наступлением темноты обладание морем переходило к японцам. Это был совершенно новый и непривычный вид морской войны.

Тем временем вся наличная японская авиация использовалась для частых налетов на Гуадалканал, а в Рабаул были переброшены новые самолеты. Японские эсминцы по ночам проходили проливом Слот, перевозя небольшие подразделения. Эти походы, которые проводились почти каждую ночь, обеспечивали ценную информацию о кораблях союзников в районе Гуадалканала. Очень часто, высадив солдат, эсминцы обстреливали аэродром Гендерсон и позиции морской пехоты. Этим обстрелам почти невозможно было помешать.

Генерал Гейгер, командир авиагрупы на Гуадалканале.

Генерал Кавагути (в центре) со своим штабом, фото сделано на Филиппинах.

Полковник Икки, потеряв весь свой отряд, совершил ритуальное самоубийство.

Первая попытка высадить на острове десант закончилась для японцев неудачей. Высаженные 18 августа эсминцами эскадры адмирала Танаки два передовых отряда численностью в 1500 человек отряда Икки, которые атаковали противника, не дожидаясь следующего конвоя, были скоро уничтожены американской морской пехотой.

Получив сообщение о гибели десанта и оценив ситуацию, главнокомандующий японскими ВМФ адмирал Ямамото направил на помощь силам Танаки авианосцы "Секаку", "Дзуйкаку" и "Рюдзе" под командованием адмирала Кондо.

24-25 августа в восточной части Соломоновых островов разыгралось новое морское сражение. Американцы потопили легкий авианосец "Рюдзе", японские самолеты, в свою очередь, сильно повредили авианосец "Энтерпрайз".

25 августа американские самолеты берегового базирования нанесли удар по японским транспортам, и высадка войск на Гуадалканал в тот день была отменена.

Императорская Верховная Ставка по-прежнему крупно недооценивалa силы американской морской пехоты на Гуадалканале. Японцам приходилось решать те же самые проблемы: следовало перебрасывать подкрепления, уничтожить американскую морскую пехоту, захватить аэродром. Катастрофа, которая постигла японский конвой 25 августа, показала, что в дневное время ни один конвой не сможет выдержать удара самолетов с аэродрома Гендерсон. Поэтому необходимое количество солдат следовало перебрасывать по ночам.

Палубный торпедоносец японского флота "Кейт"

Базовый торпедоносец японского флота "Бетти"

Американцам, которые постоянно держали по крайней мере 1 тяжелый авианосец к югу от острова, приходилось снабжать все возрастающий контингент морской пехоты на Гуадалканале и в Тулаги. Приходилось также перебрасывать подкрепления, чтобы помешать новым высадкам японцев и сдерживать уже высаженные японские войска. Следующий месяц или около того американцы удерживали контроль в воздухе в дневное время в радиусе примерно 250 миль – дальность действия пикировщика SBD «Донтлесс» – что позволяло доставлять боеприпасы и бензин на кораблях и самолетах. Японские самолеты почти ежедневно бомбили остров, иногда налеты были достаточно серьезными. Но, хотя это и позволяло уничтожать американские самолеты, складированные припасы, наносить потери в людях, требовалось нечто большее, чтобы отбить Гуадалканал. Более того, японцы несли постоянные тяжелые потери в людях, кораблях и самолетах.

В последние дни августа американская морская пехота закрепилась на острове. Из создавшейся тупиковой ситуации японцы имели 2 выхода: либо захватить остров с суши, перевезя ночами достаточно войск и артиллерии, или еще в одном большом морском бою отбросить американский флот, помешав ему снабжать свои войска на берегу. В конце концов был выбран первый вариант.

В Рабауле была разработана программа переброски более значительных подкреплений. 28 августа следовало высадить первый эшелон — 1250 человек. 29 августа с 3 эсминцев должен был высадиться второй эшелон — 750 человек. 30 августа перебрасывался третий эшелон — еще 1000 человек. На следующую ночь следовало высадить четвертый эшелон — 650 человек и генерал-майор Кавагути, нового командующего войсками на Гуадалканале. Затем намечалась пятая и последняя высадка — 1080 человек. Все высадки намечалось производить с эсминцев. Освободившись от пассажиров, эсминцам следовало обстрелять аэродром Гендерсон.

Взрыв японской бомбы, пробившей палубу американского авианосца "Энтерпрайз" 24 августа 1942 г.

Последствия попадания бомбы

По ночам японские транспорты и эсминцы совершали броски с Шортленда к мысу Тайву, выгружали солдат вооружение, боеприпасы и продукты, обстреливали аэродром Гендерсон и стремительно мчались назад в базу на Шортленде. Обоим противникам не хватало солдат и снабжения. Американские морские пехотинцы с трудом создавали оборонительный периметр вокруг аэродрома Гендерсон, а японцам не хватало сил отбить аэродром обратно.

Так как борьба вокруг Гуадалканала и в Слоте продолжалась, японские эсминцы оказались опасно перегружены работой. Всем им требовался профилактический ремонт, однако складывающаяся ситуация делала это невозможным. В результате их скорость и боевая эффективность начали постепенно падать.

Следующий морской бой эсминцев произошел ночью 4-5 сентября. Японские эсминцы в очередной раз перебросили армейские подразделения (американцы прозвали такие рейды «Токийским экспрессом»). Эсминцы-транспорты сопровождали эсминцы «Юдати», «Хацуюки», «Муракумо». Но на сей раз тут же оказались и другие корабли. Американские эсминцы-транспорты «Литтл» и «Грегори» патрулировали между Гуадалканалом и Тулаги. В 1.00 5 сентября японские эсминцы открыли огонь по Гуадалканалу. Считая, что это просто нахальная выходка какой-то субмарины, «Литтл» и «Грегори» вышли со своей стоянки у Лунга Пойнт для уточнения ситуации. Они полагали, что радар предупредит их вовремя, если там окажутся более крупные корабли. На их несчастье приблудная «Каталина», видя этот обстрел, выпустила осветительные ракеты, которые осветили американские корабли. «Юдати» немедленно обстрелял их и, используя превосходящую огневую мощь, быстро потопил оба корабля. В 1.35 удовлетворенные результатами японские эсминцы отправились домой.

16 октября крупным силам японцев удалось, наконец, высадиться на Гуадалканале, численность их составила теперь 22 тысячи против 23 тысяч человек американского десанта. В то же время артиллерия японских крейсеров нанесла некоторый ущерб американской базе на острове, пожар уничтожил на ней все запасы горючего и 50 самолетов. Американские бомбардировщики вынуждены были покинуть Гуадалканал и перебазироваться на Новые Гебриды. 24 октября японцы предприняли крупное наступление на острове, но на вторые сутки, потеряв более 2000 человек, вынуждены были отступить.

Горящий японский бомбардировщик пикирует на авианосец Хорнет.

26-27 октября у острова Санта-Круз произошел бой между авианосными эскадрами японского и американского флотов, в результате которого были серьезно повреждены американкие авианосец "Энтерпрейз", линейный корабль "Саут Дакота", крейсер и эсминец. С японской стороны также получили серьезные повреждения авианосец "Секаку", легкий крейсер "Дзуйхо".

Апогеем затянувшейся борьбы за остров стало яркое и непредсказуемое по своим итогам сражение линкоров, крейсеров и эсминцев, произошедшее у Гаудалканала 12-14 ноября.

Японский транспорт "Кунигава-Мару", атакованный американской авиацией

В результате его японцы, неся тяжелые потери, сумели все же доставить к острову 11 транспортов, на которых находились силы очередного десанта численностью до 13,5 тысяч человек. Но авиация с вовремя подошедшего к району высадки американского авианосца «Энтерпрайз» затопила 7 транспортных судов, и высадка стала невозможной, а дальнейшее ведение боевых действий приобрело явно фатальный характер для Японии, чьи силы постепенно таяли.

Ситуация на Гуадалканале становилась все более и более критической. Запасы продовольствия и медикаментов были полостью исчерпаны. Начался голод. Не имея возможности выделить надводные корабли, адмирал Ямамото был вынужден отдать приказ о снабжении гарнизона острова подводными лодками. Первая попытка доставить грузы 22 ноября была сорвана американскими торпедными катерами.

В середине ноября резко ухудшилось положение японских войск на Новой Гвинее. Главные силы находившихся там японских войск были окружены и уничтожены. В попытках срочно доставить подкрепления на Новую Гвинею японцы потеряли еще несколько кораблей.

Как только обстановка на Новой Гвинее проявила тенденцию к стабилизации командующий 8-м флотом адмирал Микава принял решение о возобновлении движения «токийских экспрессов» к острову. И снова эти операции выполняла 2-я эскадра эсминцев во главе с Танакой. Очередной конвой должен был прибыть на Гуадалканал в ночь на 1 декабря. Для осуществления операции штабу 2-й эскадры были подчинены восемь эсминцев 15, 24 и 31-го дивизионов, из которых для доставки снабжения выделялось только шесть. 29 ноября воздушная разведка сообщила о выходе из Шортленда японского конвоя в составе шести эсминцев и шести войсковых транспортов.

Эсминец DD-445 «Флетчер» на Соломоновых островах 26 марта 1943 г.

Как не торопились американцы к месту предстоящего боя, они все же опоздали встретить противника на открытом водном пространстве, где не было укрытия от радаров. Авангардную группу соединения (в тот момент правый фланг) составляли эсминцы «Флетчер», «Перкинс», «Мори», «Дрейтон». Далее в порядке следования шли крейсера: «Миннеаполис», «Нью Орлеан», «Пенсакола», «Гонолулу» и «Нортхэмптон». Замыкали построение левофланговые «Лэмсон» и «Ларднер».

В 23:06 30 ноября на экране радиолокатора крейсера «Миннеаполис» появился подозрительный импульс – цель на расстоянии 11 миль прямо по носу, напротив мыса Тассафаронга. Командующий американской флотилией адмирал Райт сразу же приказал повернуть, и американские корабли легли на курс почти параллельный курсу кораблей Танаки.

Эсминцы американского авангарда начали готовиться к торпедной атаке. Командир авангардной группы эсминцев коммандер Кол запросил разрешение произвести торпедный залп. Райт в свою очередь уточнил, не велико ли расстояние для торпедной стрельбы. После получения ответа еще четыре минуты потребовалось американскому адмиралу, чтобы разрешить атаку.

Видимо, именно эта задержка стала для американцев роковой. Неосторожно сблизившись с противником, их корабли стали заметны ему невооруженным взглядом. В 23:12, еще до того, как «Флетчер» и «Миннеаполис» начали свои содержательные переговоры, сигнальщики «Таканами» доложили об обнаружении «семи американских эсминцев», двигавшихся встречным курсом.

Получив разрешение на атаку, командир «Флетчера» немедленно передал его другим кораблям авангарда и в 23:21 произвел два пятиторпедных залпа. Крейсера, не меняя курса, открыли артиллерийский огонь почти одновременно. Чуть позже к ним присоединились эсминцы.

Находившийся ближе всех к противнику «Таканами» был поражен уже первыми залпами. Спустя десять минут «Таканами» загорелся и потерял управление. Тем не менее, ему удалось приковать к себе внимание практически всех артиллеристов противника. Доклады о потоплении все новых и новых японских эсминцев так и сыпались на голову растерявшегося от счастья Райта.

Дело в том, что, не имея подсветки прожекторами, американские наводчики ориентировались исключительно по вспышкам выстрелов с вражеских кораблей, а никто из японцев кроме «Таканами» огня не открывал. Американский торпедный залп вообще не принес плодов, т.к. японцы обнаружили следы приближающихся торпед и без труда уклонились от них.

Крейсер «Миннеаполис» с оторванным носом после сражения у Тассафаронги.

Спустя семь минут после начала стрельбы Райт считал бой окончательно выигранным. Однако в этот момент ситуация изменилась до неузнаваемости. В 23:27 флагманский «Миннеаполис» содрогнулся от страшного взрыва — одновременно его поразило две торпеды. Так уже мертвые торпедисты «Таканами» смогли отплатить за свою гибель. Их залп имел поразительный успех. Первая торпеда попала в район башни № 1 и вызвала ее взрыв. Вторая торпеда взорвалась на уровне котельного отделения № 2. О силе взрыва говорит то, что при падении вызванной им стены воды была затоплена навигационная рубка. Переборки спустя несколько минут не выдержали давления воды, и вскоре все три котельные оказались затопленными. Машины крейсера встали, прекратилась подача энергии в башни. Райт успел до полной потери электроэнергии связаться с «Гонолулу» и передать командование находившемуся на нем младшему флагману – контр-адмиралу Тисдейлу.

Спустя минуту после того крейсер «Нью Орлеан» получил попадание торпеды в носовую часть с левого борта. От взрыва торпеды сдетонировал боезапас двух погребов. Носовая часть оказалась оторванной до второй башни. Практически весь находившийся там личный состав погиб. Оторвавшуюся часть пронесло течением вдоль левого борта корабля. Впоследствии же оставшийся экипаж не без доли «черного» юмора утверждал, что крейсер был единственным кораблем в мире, который таранил сам себя. Хотя «Нью Орлеан» лишился возможности управляться, он сумел сохранить пятиузловой ход и самостоятельно прибыть в Тулаги.

Однако самые страшные испытания для американцев были еще впереди. Танака приказал своим командирам эсминцев, ориентируясь по взрывам на «Миннеаполисе» и «Нью Орлане», выпустить основную массу имевшихся торпед.

Первыми дали по полному залпу «Куросио» и «Оясио». Спустя минуту, в 23:30 по четыре торпеды выпустили «Кагеро» и «Макинами». Между 23:30 и 23:33 «Кавакадзе» дал девятиторпедный залп и в 23:32 еще восемь выстрелил флагманский «Наганами».

Шедший третьим в строю «Пенсакола» обогнул слева оба поврежденных крейсера, когда мощный веер из более чем сорока японских торпед настиг и его. Попадания одного единственного «Лонг-Лэнса» в кормовой танк хватило, чтобы заставить замолчать три артиллерийские башни, затопить кормовое машинное отделение, вывести из строя всю внутрикорабельную связь и вызвать сильнейший пожар. Тем временем американское соединение полностью утратило свой боевой порядок и, по сути, перестало, являться эффективной боевой силой.

Эсминец класса «Кагеро» - один из лучших эсминцев японского флота.

Несмотря на полученный урок, оставшиеся два крейсера не прекращали огонь по замеченным японскими и американским эсминцам. Танака приказал командирам «Макинами» и «Кагеро», на которых еще оставались готовые к стрельбе торпеды, повторно атаковать противника. В ходе сближения с крейсерами врага, около 23:45 «Макинами» выпустил четыре торпеды, и в 23:52 его примеру последовал «Кагеро», однако результативным стал, по-видимому, лишь первый залп – в 23:48 два взрыва потрясли «Нортхэмптон». В левом борту корабля образовалась огромная пробоина, и загорелся мазут. Крейсер, пылающий, как гигантский факел, вышел из боя.

В 01:37 затонул «Таканами». В нескольких милях севернее места гибели «Таканами» агонизировал «Нортхэмптон». Около 03:00 он перевернулся и быстро ушел на дно.

Остальным американским «калекам» удалось спастись. «Миннеаполис» привели к Тулаги буксиры. «Нью Орлеан» и «Пенсакола» прибыли туда же своим ходом.

Неопытность Райта дорого обошлась американцам. Три мощных тяжелых крейсера смогли вернуться в состав действующего флота лишь осенью следующего года. И несмотря на это, поражение у мыса Тассафаронга нельзя считать чем-то большим, чем тактическим эпизодом.

В январе 1943 года американцы начали операцию по полному захвату пропитанного к тому времени кровью острова. Только чудом прорвавшиеся к нему японские эсминцы смогли спасти от окружения и гибели 11 тысяч своих солдат. 7 февраля остров оказался полностью в руках американцев.

Совокупные потери Японии за все время сражения за Гуадалканал составили 24600 человек из числа сухопутных сил, 2 линейных корабля, легкий авианосец, 3 тяжелых и два легких крейсера, 12 эсминцев, 4 подводные лодки и 23 транспорта. Американцы потеряли 6696 убитыми и ранеными, 2 тяжелых авианосца, 6 тяжелых и 2 легких крейсера, 15 эсминцев. В отличие от американских, японские военно-морские потери были, в силу слабости японской экономики, практически невосполнимы, в то время как на стапелях американских верфей строились тогда десятки новых авианосцев и крейсеров.

Это изматывающее сражение, приведшее Японию к новому поражению, заставило ее в дальнейшем отказаться от попыток продолжения ведения наступательных операций в Тихом океане и перейти к стратегической обороне на всем протяжении громадного морского фронта.


Источник: 100 Великих битв, Вече, 1998., А.Н. Гордиенко, Энциклопедия военного искусства, Литература,1998.

Далл С. Боевой путь Императорского японского флота. — Екатеринбург: Сфера, 1997

ЕЩЁ О БИТВЕ ЗА ГУАДАЛКАНАЛ МОЖНО ПРОЧЕСТЬ ТУТ


Вернуться в ВОЙНА

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Хостинг от uCoz