ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК |
БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ
Выпуск 20: "МАРАТ"
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №5-1973
В годы Великой Отечественной войны на одном из участков Ленинградского фронта фашистские укрепления особенно сильно страдали от необычайно мощных снарядов советской артиллерии. Немцы долго пытались понять, что за орудия и откуда ведут огонь по их пунктам обороны, но это так и осталось для них загадкой...
«Все было очень просто, — вспоминает маршал артиллерии Г. Одинцов. — Будучи начальником артиллерии Ленинградского фронта, я как-то раз приехал на один из полигонов под Ленинградом и обнаружил там поистине уникальные пушки. Это- была опытная трехорудийная башня для наших новых линкоров, доставленная на полигонные испытания еще до начала войны. 406-мм орудия огромной мощности оказались для нас настоящей находкой и внесли свой вклад в дело обороны осажденного города». Таким неожиданным путем врагу довелось испытать на себе сокрушительный огонь главной артиллерии даже тех советских линкоров, которым никогда не пришлось вступить в строй. Заложенные в 1938—1940 годах три новых линкора типа «Советский Союз» были прекрасными представителями этого класса боевых кораблей. К сожалению, достроить их не удалось: началась война. Первым линкором советского флота стал «Марат» (95), бывший «Петропавловск». Спустя шесть лет — в 1924 году — вступил в строй «Парижская коммуна» («Севастополь»). А еще через четыре года — в 1928 году — «Октябрьская революция» («Гангут»). Четвертый балтийский дредноут — «Михаил Фрунзе» («Полтава») так пострадал от пожара в 1923 году, что было принято решение пустить его на слом.
Восстановленные линкоры стали отличной школой для воспитания кадров молодого советского флота. Уже в 1925 году Балтийский флот совершил большой учебный поход от Луженой губы до Кильской бухты. В этом походе нарком по военным и военно-морским делам М. Фрунзе держал свой флаг на линкоре «Марат». В походе 1927 года на «Марате» плавали К. Ворошилов и С. Киров. Зимой 1929/30 года из Кронштадта в Севастополь совершили трудный переход линкор «Парижская коммуна» и крейсер «Профинтерн». В 1934—1935 годах все три советских линкора прошли модернизацию. На них были установлены новые паровые котлы, работающие на жидком топливе; переделаны и увеличены по высоте носовые надстройки; передним трубам придан характерный скос назад; изменены и сделаны более совершенными носовые оконечности; на носовой и кормовой башнях открыто установлено шесть 76-мм зенитных пушек.
95. «МАРАТ» (СССР, 1935 г.) |
|
96. «КУИН ЭЛИЗАБЕТ» (Англия, 1941 г.) |
Готовя нападение на СССР, гитлеровские генералы и адмиралы особенно тщательно разрабатывали планы уничтожения советских линкоров с помощью авиации. «Едва корабли успевали отбить одну волну вражеских бомбардировщиков, — вспоминает адмирал Н. Кузнецов, — как за ней следовала другая. «Марат» получил первое попадание крупной бомбы 16 сентября... Но самые массированные налеты на этот линкор имели место 21—23 сентября. Тогда он стоял уже в Петровской гавани Кронштадта. От попадания бомбы в погребе произошел настолько сильный взрыв, что мостик и вся система бронированных постов весом в несколько тонн были подняты в воздух и сброшены в воду... Вся носовая часть, первая башня и мостик были разрушены. «Марат» сел на грунт, но оставшиеся в строю три башни через два месяца снова продолжали стрелять. Больше «Марат» уже никогда не выходил в море, но, даже воюя всю блокаду на одном месте, он нанес врагу немалый урон». «Октябрьская революция» хотя и пострадала от бомб, но тем не менее поддерживала своим огнем наступление войск Ленинградского фронта и 22 июня 1944 года была награждена орденом Красного Знамени, «Парижская коммуна», в 1942 году вновь переименованная в «Севастополь», также отличилась в боевых действиях Черноморского флота, и стала Краснознаменной.
В силу различных причин страны — участницы второй мировой войны —по-разному относились к модернизации дредноутов времен империалистической войны. Германии, лишенной после ее поражения всех своих линкоров, было нечего модернизировать и оставалось только строить новые корабли, США, приученные своим географическим положением к тому, что у них всегда есть резерв времени для строительства современного флота, также не занимались модернизацией старых линкоров. Такой же политики придерживалась Франция, которая, правда, первой начала строить современные линейные корабли.
Япония, с методической настойчивостью «копившая» свой флот, не могла себе позволить такое расточительство и поэтому перестроила большую часть старых кораблей. Не решилась отказаться от многочисленных линейных кораблей первой мировой войны и Англия. С 1936 года наряду со строительством новых линкоров типа «Кинг Джордж V» (81) англичане лихорадочно модернизируют старые линкоры. Но больше всего уделили внимания модернизации итальянцы. В 1937— 1940 годах они произвели кардинальную перестройку своих линкоров, создав практически новые корабли. Но столь радикальные изменения ненамного продлили срок службы модернизированных линкоров: последние из них пошли на слом в 1948 году. В этом смысле советские линейные корабли оказались своего рода рекордсменами. Прослужив в строю более сорока лет, они были списаны после войны.
После войны ни одна страна не стала строить линкоры. Но в течение почти целого столетия этот тип кораблей играл такую огромную роль в мировой истории, их совершенствование дало такой мощный толчок развитию металлургии, машиностроения, электротехники и оптики, что интерес к ним сохранился до нашего времени. Будучи самыми крупными кораблями флота, эти плавучие крепости были вооружены самыми мощными пушками, защищены самой крепкой броней и могли совершать самые дальние походы. И в годы второй мировой войны, выдерживая чудовищные удары вражеских снарядов, бомб, мин и торпед, они оставались на плаву и продолжали с огромной точностью поражать противника на дистанциях, достигающих 40 км! И хотя авианосцы, способные уничтожать цели, удаленные от них на 500—550 км, положили конец господству бронированных чудовищ, многие считают, что техническое совершенство последних линкоров позволяет рассматривать их как одно из самых поразительных созданий инженерного искусства.
В 1892 году русский генерал Ф. Пестич, крупный специалист в морской артиллерии, писал: «Если мы обратимся к тому периоду времени, когда существовала еще кавалерия, закованная в железо, то увидим, что состояние, в котором находилась эта конница, весьма близко подходит к состоянию современных броненосных флотов. И современный флот, и прежняя кавалерия, , преследуя одну лишь идею самозащиты, развивали один только этот элемент в ущерб другим. Наконец, с появлением огнестрельного оружия кавалерия бросила свои латы...».
С появлением ракетно-ядерного оружия «бросил» свои броненосные корабли и современный флот.
Г. Смирнов
Вернуться в
РАЗДЕЛ "БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНКОРЫ"Вернуться в
МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮВернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮВернуться в
КАРТУ САЙТА