ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК |
БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ
Выпуск 14: "МЕРИЛЕНД"
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №10-1972
«...Все произошло так быстро, что на кораблях не успели даже понять, в чем дело. На линкоре «Невада», например, оркестр продолжал играть, когда пулеметная очередь проносившегося над палубой самолета начала косить матросов, стоявших в строю перед подъемом флага. Но главные удары наносили: торпедоносцы и бомбардировщики. Первые крупный взрыв раздался на линкоре «Аризона»; через открытый люк бомба попала там в артиллерийский погреб. Корабль взорвался, оставив после себя только пятно горящего мазута. В течение десяти минут взрывы различной силы раздавались на линкорах «Оклахома», «Калифорния» и «Вест Виргиния», В последний попало несколько торпед. Вспыхнуло огромное пламя, и линкор быстро затонул». Так адмирал Н. Кузнецов описывает в своей книге «На флотах боевая тревога» сокрушительный удар, нанесенный японским флотом по Пирл-Харбору — главной базе американского тихоокеанского флота.
Превосходства над США в линейных кораблях Япония достигла 7 декабря 1941 года в результате 100-минутного налета на Пирл-Харбор. 353 самолета, которые поднялись С японских авианосцев, скрытно приблизившихся к Гавайским островам, оказались грозным противником для восьми американских линкоров, стоявших в гавани: четыре из них пошли на дно, а четыре получили тяжкие повреждения. Так неудачно началась вторая мировая война для американских дредноутов, построенных в 1910—1920 годах...
Слухи о постройке «Дредноута», взбудоражившие военно-морские круги всех великих держав, в США произвели впечатление разорвавшейся бомбы. Сравнивая качества «Мичигана» и «Саут Каролайны» — новейших броненосцев, заложенных на американских верфях, — с качествами только что вступившего в строй «Дредноута», обескураженные американцы снова и снова убеждались, что скрытные, коварные англичане увели у них, можно сказать, из-под носа славу постройки первого линейного корабля нового типа. За девять месяцев до закладки «Дредноута» конгресс США принял акт о постройке двух броненосцев типа «Мичиган». Но оперативность в строительстве американского флота была такова, что 17 декабря 1906 года, когда наконец заложили «Мичиган», «Дредноут» уже вступил в строй британского флота! На линкорах типе «Мичиган» впервые в мировой практике было применено линейно-возвышенное расположение башен главного калибра, ставшее впоследствии классическим. Как ни парадоксально, решающую роль в этом важном нововведении сыграли не конструкторы, а конгрессмены. Дав разрешение на постройку двух кораблей, водоизмещением не 18—20 тыс. т каждый, как требовали кораблестроители, а всего лишь 16 тыс. т, конгрессмены вынудили моряков и судостроителей уменьшить скорость полного хода до 18,5 узла и снизить число 305-мм орудий главного калибра до восьми. Недостаток в количестве пушек кораблестроители удачно компенсировали линейным расположением, а недостаток скорости — увеличением носового и кормового обстрела, для чего расположили башню над башней. Тем не менее спущенные в 1908 году и вступившие в строй в 1910-м «Мичиган» (75) и «Саут Каролайна» с их восемью 305-мм и двенадцатью 76-мм орудиями оказались кораблями с неоправданно заниженными боевыми характеристиками. По сравнению с предшествующими американскими броненосцами на них было ослаблено бронирование: толщина главного пояса — 229—280 мм, башен — 203—305 мм, боевой рубки — 305 мм. Две паровые машины позволяли развить лишь умеренную по сравнению с «Дредноутом» скорость — 18,5 узла против 21. Внутренние помещения были тесны и душны, а в целом корабль являл собой недостаточно устойчивую орудийную платформу.
79. «МЕРИЛЕНД» (США, 1920 г.) |
|
75. «МИЧИГАН» (США, 1908 г.) |
Появление «Дредноута» в Англии заставило американских конгрессменов снять свои нелепые ограничения на водоизмещение вновь строящихся кораблей, и США включаются в лихорадочное строительство линейного флота. За «Мичиганом» и «Саут Каролайной» последовали «Норт Дакота» и «Делавэр» (76), водоизмещение и скорость которых доведены до дредноутского уровня — 20—21 тыс. т и 21 узел. Увеличенное водоизмещение позволило разместить на кораблях этого типа 10 305-мм орудий в 5 линейно-возвышенных башнях: двух в носовой части и трех — в кормовой. «Норт Дакота» был первым американским линкором с паротурбинной установкой. Вслед за этими двумя кораблями были спущены два линкора близкого к ним типа — «Юта» и «Флорида». За ними — «Арканзас» и «Вайоминг» (27 тыс. т), ставшие первыми и единственными в мире линкорами, несущими в диаметральной плоскости 12 305-мм орудий в шести линейно-возвышенных башнях. Со следующими кораблями — «Нью-Йорк» и «Техас», на которых планировалась установка 15 305-мм пушек в пяти трехорудийных башнях, приключилась заминка. Американские турбинные фирмы отказались поставлять турбины, соответствующие требованиям морского департамента. И чтобы проучить строптивых дельцов, флот решил вернуться к паровым машинам тройного расширения, а заодно перейти на более крупный калибр главной артиллерии, В результате флот пополнился двумя весьма экономичными кораблями, впервые в мировой практике вооруженными 10 356-мм орудиями в пяти двухорудийных башнях. Напуганные действиями морского департамента, турбинные фирмы пошли на попятную. И если на «Оклахоме» (77) — линкоре следующей серии — были еще установлены паровые машины тройного расширения, то на «Неваде» — втором линкоре серии — установлена первая в США паровая турбина Кертиса с зубчатой передачей. Так же, как и линкоры предыдущей серии, «Оклахома» и «Невада» несли 10 356-мм орудий, но размещены они были по-другому. В носу и в корме линейно-возвышенно было установлено по две башни: нижняя — трехорудийная и верхняя — двухорудийная. По сравнению с предыдущими линкорами на «Оклахоме» и «Неваде» усилено бронирование: толщина брони главного броневого пояса — 340 мм, трехорудийных башен — 228—456 мм, двухорудийных — 228—406 мм,
Увеличив водоизмещение «Оклахомы» с 27 500 до 31 400 т, конструкторы разработали проект линкоров «Пенсильвания» (78) и «Аризона», вооруженных 12 356-мм орудиями в четырех линейно-возвышенных трехорудийных башнях. За ними в течение 1917 года были спущены линкоры примерно такого же типа с разными силовыми установками: «Нью-Мексико» с турбоэлектрической установкой, «Айдахо» — турбозубчатой системы Парсонса и «Миссисипи» турбозубчатой системы Кертиса. Далее в 1919 году последовали примерно такие же «Калифорния» и «Теннесси» с турбоэлектрическими силовыми установками.
К моменту окончания первой мировой войны на стапелях США находилось 10 линкоров типа «Мериленд» (70). В основе своей сходные с «Калифорниен», корабли этой серии впервые в мировой практнье несли в четырех линейно-возвышенных двухоруднйных башнях 8 406-мм орудии. Для американских дредноутов первая мировая война началась почти на три года позднее, чем для остальных участников, — 6 апреля 1917 года. «Нью-Йорк», «Техас», «Вайоминг», «Флорида», «Делавэр» воевали бок о бок с английскими линкорами в составе Гранд Флнта. «Оклахома», «Невада» и «Юта» базировались на Ирландию. Остальные несли службу у берегов США. Перемирие, подписанное в ноябре 1918 года, положило конец осуществлению обширной программы строительства линкоров. Часть их не была достроена, часть пошла на слон, и в 1921 году развитие этого класса кораблей в США останавливается на 18 лет.
Г. Смирнов
Вернуться в
РАЗДЕЛ "БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНКОРЫ"Вернуться в
МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮВернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮВернуться в
КАРТУ САЙТА