ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК |
БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ
Выпуск 9: "АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ"
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №5-1972
Не менее решительно, чем с немецким и итальянским флотом, Зеештерн в своей книге расправляется с флотом французским. По его словам, в мировой войне 1906 года вторая морская мировая держава быстро утрачивает былое могущество. После двухчасовой артиллерийской дуэли с германскими береговыми батареями в устье Эльбы из строя выходят французские броненосцы «Шарлемань» и «Голуа». От разрыва снаряда в машинном отделении теряет управляемость и выбрасывается на мель превращенный в жалкие обломки броненосец «Буве». В Средиземном море от торпед итальянского миноносца в 20 минут тонет «Бреннус». Протараненный итальянским броненосцем, идет на дно «Генрих IV». Подорвавшись на минах, гибнут «Гош» и «Нептун», захвачен итальянцами броненосец «Массена», превращены артиллерийским огнем в развалины «Сюфрен» и «Иена».
Такое сокрушительное действие снарядов, торпед и мин на французские броненосцы Зеештерн считает далеко не случайным: «Достаточно посмотреть на эти настоящие плавучие крепости, построенные в виде этажей, нагроможденных друг на друга до самой предельной высоты, допускаемой остойчивостью... Между тем как низкие английские линейные корабли затрудняли неприятелю нахождение цели, французы с их пристрастием к причудливым формам корабельной конструкции поплатились крупными потерями в командах и страшными повреждениями корпусов». Действительно, рассматривая фотографии французских броненосцев, построенных в течение последнего двадцатилетия прошлого века, не перестаешь удивляться причудливости и громоздкости их архитектурных форм: заваленный внутрь надводный борт; нос с сильно выдающимся вперед тараном; боевой рангоут, оснащенный марсами со скорострельной артиллерией, прожекторами и постами управления,—все эти особенности создавали неповторимый облик французских броненосцев. Но главкой слабостью французского флота была не столько причудливость архитектурных форм броненосцев, сколько их потрясающая разнотипность. В том же 1892 году на 64 броненосных корабля разных классов приходилось 34 типа!
Первым броненосцем второго периода стал «Шарль Мартель» (50), опущенный в 1893 году. По размещению главной артиллерии этот корабль знаменует собой возврат к традиционной для французского флота первого периода так называемой ромбической расстановке орудий — по одному на носу, корме и по каждому борту. Новинкой было лишь то, что калибр бортовых орудий — 274 мм, в носового и кормового — не обычный для Франции 340-мм, а стандартный для большинства стран 305-мм. Точно такая же главная артиллерия была установлена на «Жюригюберри» (1893), «Карно» (1894), «Массена» (1895) и «Буве» (1896). Не считая тяжелые орудия центром тяжести вооружения корабля, французские кораблестроители всегда уделяли большое внимание средней артиллерии. На «Шарле Мартеле», «Карно», «Массене» и «Буве» восемь 140-мм орудий средней артиллерии размещались в однопушечных башнях: по две в носу, в корме и по каждому борту. На «Жюригюберри» эти стволы размещены в четырех 2-пушечных башнях.
В первой серии однотипных броненосцев — «Шарлемань» (51), «Сен-Луи» и «Голуа» — Франция принимает, наконец, классический калибр: 305-мм и классическое размещение главной артиллерии: две 2-орудийные башни на носу и на корме. Зато в размещении средней артиллерии произошел полный отказ от принятых было башенных установок, и 10 140-мм орудий размещаются в казематах. Наконец, на броненосце «Сюфрен» (1899) окончательно устанавливается смешанная казематно-башенная система. В 1901 году закладываются два броненосца типа «Републик» (52), внешние очертания которого стали характерными для французских броненосцев второго периода. Выполненный по классической схеме: четыре 305-мм орудия в концевых башнях, 12 165-мм орудий в шести бортовых башнях и 6 165-мм орудий в отдельных бортовых казематах — этот тип получил дальнейшее развитие в броненосцах «Демократия», «Юстис», «Верите». Они отличались от «Републик» лишь заменой 18 165-мм орудий, 10 194-мм, из которых шесть размещались в 2-орудийных башнях, а четыре — в казематах. На шести броненосцах типа «Дантон» (53) принято такое же расположение артиллерии, как на «Републик», с той разницей, что средняя артиллерия 240-мм калибра размещена в шести 2-орудийных башнях, казематы же отведены под 16 75-мм противоминных пушек. Броненосцам типа «Дантон» суждено было стать первыми французскими турбинными линкорами.
54. "Андрей Первозванный" (Россия, 1906г.) |
|
50. «ШАРЛЬ МАРТЕЛЬ» (Франция, 1893г.)
|
Для всех французских броненосцев этого периода характерна система бронирования, предложенная главным кораблестроителем флота Бертеном. Бортовой пояс идет по всей длине корабля, поверх его ставится одна броневая палуба, снизу — вторая, отражательная палуба. Таким образом, все жизненно важные центры по всей длине корабля отделены забронированным пространством, разделенным на множество водонепроницаемых отсеков. Скорость хода французских броненосцев второго периода составляет в среднем около 18 узлов. На «Републик» она увеличивается до 19,4, на «Дантоне» — до 20,У узла. Запасы топлива и дальность плавания невелики. Самобытный тип французского броненосца оказал некоторое влияние на русское кораблестроение. В 1899 году, в период огромной загруженности русских верфей срочными работами, во Франции был заказан броненосец «Цесаревич», послуживший прототипом для наших броненосцев типа «Бородино» (34). Русско-японская война застала на стапелях два новых эскадренных броненосца — «Андрей Первозванный» (54) и «Император Павел I», представлявших собой дальнейшее развитие типа «Бородино». По первоначальному проекту на них предполагалось установить вместо 152-мм пушек — 203-мм, а вместо 75-мм — 120-мм. Опыт русско-японской войны побудил кораблестроителей приступить к усовершенствованию этих кораблей еще на стапеле: увеличить площадь бортового пояса, поднять каземат 120-мм орудий на верхнюю палубу и т. д. В результате получился корабль с четырьмя 305-мм орудиями, четырнадцатью 203-мм, двенадцатью 120-мм пушками, который по бронированию и артиллерии превосходил английские типа «Кинг Эдуард VII» (38). Но кораблем, в конструкции которого был полностью учтен опыт русско-японской войны, суждено было стать знаменитому «Дредноуту», появление которого открыло так называемую «дредноутскую эпоху» в развитии броненосного флота.
Предвестниками этой эпохи в Англии стал «Лорд Нельсон» (39), во Франции— «Републик» (52), в Германии — «Шлезвиг-Гольштейн» (44), в США—«Коннектикут» (49), в Италии — «Витторио Эммануэле» (47). В России таким кораблем был «Андрей Первозванный».
Вернуться в
РАЗДЕЛ "БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНКОРЫ"Вернуться в
МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮВернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮВернуться в
КАРТУ САЙТА