ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК |
БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ
Выпуск 7: "ШЛЕЗВИГ-ГОЛЬШТЕЙН"
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №3-1972
«Развивая скорость в двенадцать узлов, «Верт» вернулся к 6 часам на Вильгельмсгафенский рейд — он был последним уцелевшим кораблем в эскадре, выступившей утром из Вильгельмсгафена. Остальные три броненосца типа «Бранденбург» потонули во время битвы... Большая часть тех десяти линейных кораблей типа «Виттельсбах» и «Кайзер», которые вели атаку из устья Эльбы, также потонула... «Веттин» погиб оттого, что неприятельский снаряд пробил его дно и повредил мазутные цистерны... Корабль воспламенился, а вскоре после этого произошел взрыв, разорвавший его буквально на куски».
Оговоримся сразу: описанных выше событий в действительности не было. Они плод фантазии некоего германского высокопоставленного лица, «интимно знакомого с дипломатическими вопросами и военно-морским делом» и пожелавшего укрыться за псевдонимом Зеештерн. Его книга, вышедшая в 1906 году, произвела в Германии сенсацию, выдержала 19 изданий и разошлась в 100 тыс. экземпляров.
Прямолинейно, без всяких ухищрений раскрывает Зеештерн главную цель, которую преследует его книга: «В Гельголанде состязались лучшие артиллеристы и лучшие командиры во всеоружии лучшего корабельного материала. И оттого здесь имели решающее значение численность и размеры кораблей. Что германские линейные корабли слишком малы и своей вместимостью от 11 до 13 тыс. т не соответствуют английским в 15 — 16 тыс. т, что их 24-см орудия не могут стрелять на таких расстояниях, как английские 30,5-см, — на это давно указывалось сотни раз. Гельголанду пришлось доказать это на деле». Судя по этим словам, Зеештерн неплохо знал исторически сложившиеся особенности германского флота и доказывает необходимость увеличения германского флота, строительства новейших кораблей.
44. "Шлезвиг-Гольштейн" Германия 1906г. |
|
40. «БРАНДЕНБУРГ» (ГЕРМАНИЯ, 1892г.)
|
Во-первых, в Германии дольше, чем в других странах, строились броненосцы с размещением орудий главного калибра в казематах. Во-вторых, с самого начала немцы стремились строить серии однотипных броненосцев. В-третьих, наконец, они предпочитали в качестве главной артиллерии устанавливать орудия меньшего калибра — 254-мм, но зато в большем количестве (шесть штук), чем было принято в других странах.
Это стремление поддержать на высоком уровне скорострельность, даже в ущерб мощи отдельного выстрела, остается характерным для германских броненосцев второго периода. Хотя на следующей после «Захсена» (16) серии германских броненосцев типа «Бранденбург» (40) калибр главной артиллерии увеличен до 280-мм, число орудий по-прежнему шесть, что позволяло при медленности заряжания тогдашних пушек вести сравнительно частый огонь. Орудия главного калибра на «Бранденбурге» размещались попарно в трех барбетных установках, причем длина носовых и кормовых орудий — 40 калибров, а средних — 35. Средняя артиллерия — десять 105-мм пушек — устанавливалась на верхней палубе в двух батареях, защищенных 76-мм броней. Вся ватерлиния от носа до кормы защищена 305 — 340-мм броней; компаунд, барбеты и боевая рубка — 305-мм броня. Колпаки башен — 203-мм. Поверх броневого пояса — броневая палуба в 63 мм.
40. «БРАНДЕНБУРГ» (ГЕРМАНИЯ, 1892). |
41. «КАЙЗЕР ФРИДРИХ III» (ГЕРМАНИЯ, 1896). |
42. «ВИТТЕЛЬСБАХ» (ГЕРМАНИЯ, 1900). |
43. «БРАУНШВЕЙГ» (ГЕРМАНИЯ, 1902). |
Этот тип в германском флоте развития не получил, и прототипом для броненосцев второго периода суждено было стать «Кайзеру Фридриху III» (41). В то время когда проектировался этот корабль, появилось мнение, что главной силой броненосца должна быть скорострельная средняя артиллерия. Разместить, как раньше, шесть орудий главного калибра на «Кайзере Фридрихе III» не удалось. И немцы предпочитают пойти на снижение калибра четырех орудий до 240 мм, лишь бы сохранить такую же скорострельность, которую давали шесть 280-мм пушек. За счет такого облегчения главной артиллерии количество орудий средней артиллерии доведено до восемнадцати 150-мм, размещенных в башнях и казематах. При этом артиллерия расположена на броненосцах этого типа так, чтобы можно было развить сильнейший огонь прямо по носу и по корме. В каждом из этих направлений, кроме двух орудий главного калибра, могли стрелять восемь 150-мм пушек.
Бронирование кораблей типа «Кайзер» состояло из пояса по ватерлинии, доходящего только до кормовой башни. Максимальная толщина брони 300 мм, минимальная 100 мм. Башни крупных орудий защищены 250-мм, а других 110-мм броней.
Дальнейшим развитием типа «Кайзер Фридрих III» стали пять броненосцев типа «Виттельсбах» (42), на которых число и калибр орудий такие же, как на «Кайзерах». Но поскольку требование максимально сильного носового и кормового огня отпало, большая часть 150-мм орудий сосредоточилась в броневом каземате. Еще одна особенность броненосцев этого класса — броневой пояс в средней части корабля от башни до башни, расположенный над поясом по ватерлинии.
Следующая серия — пять броненосцев типа «Брауншвейг» (43) — характеризуется переходом на 280-мм орудия главного калибра и 170-мм орудия среднего калибра.
Тип «Шлезвиг-Гольштейн» (44) — повторение предыдущего с той лишь разницей, что от размещения 170-мм орудий в башнях отказались и установили их в казематах, несколько увеличили толщину брони и броневой пояс цитадели протянули от башни до башни.
В течение всего периода Германия придерживалась меньшего, чем Англия и Франция, водоизмещения своих броненосцев. В то время как со стапелей этих стран сходили броненосцы в 15-16 тыс. т, Германия продолжала строить корабли не свыше 13 тыс. т. И эта приверженность к средним водоизмещениям не случайна. Размер германских кораблей должен был быть таким, чтобы они могли проходить через Кильский канал. Дальнейший рост водоизмещения германских линкоров требовал выполнения огромного объема строительных работ, связанных с расширением канала и перестройкой шлюзов. Необходимость этих затрат сдерживала пыл адмиралов, и должны были произойти эпохальные для кораблестроения события 1905-1906 годов, чтобы после двухгодового мешкания Германия решилась приступить к постройке кораблей большего водоизмещения и к модернизации Кильского канала...
Вернуться в
РАЗДЕЛ "БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНКОРЫ"Вернуться в
МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮВернуться в
ЭНЦИКЛОПЕДИЮВернуться в
КАРТУ САЙТА