ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ 


"Морская коллекция" МК №3 1972 г.

Выпуск 7: "ШЛЕЗВИГ-ГОЛЬШТЕЙН"

Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №3-1972

«Развивая скорость в двенадцать узлов, «Верт» вернулся к 6 часам на Вильгельмсгафенский рейд — он был последним уцелевшим кораблем в эскадре, выступившей утром из Вильгельмсгафена. Остальные три броненосца типа «Бранденбург» потонули во время битвы... Большая часть тех десяти линейных кораблей типа «Виттельсбах» и «Кайзер», которые вели атаку из устья Эльбы, также потонула... «Веттин» погиб оттого, что неприятельский снаряд пробил его дно и повредил мазутные цистерны... Корабль воспламенился, а вскоре после этого произошел взрыв, разорвавший его буквально на куски».

Оговоримся сразу: описанных выше событий в действительности не было. Они плод фантазии некоего германского высокопоставленного лица, «интимно знакомого с дипломатическими вопросами и военно-морским делом» и пожелавшего укрыться за псевдонимом Зеештерн. Его книга, вышедшая в 1906 году, произвела в Германии сенсацию, выдержала 19 изданий и разошлась в 100 тыс. экземпляров.

Прямолинейно, без всяких ухищрений раскрывает Зеештерн главную цель, которую преследует его книга: «В Гельголанде состязались лучшие артиллеристы и лучшие командиры во всеоружии лучшего корабельного материала. И оттого здесь имели решающее значение численность и размеры кораблей. Что германские линейные корабли слишком малы и своей вместимостью от 11 до 13 тыс. т не соответствуют английским в 15 — 16 тыс. т, что их 24-см орудия не могут стрелять на таких расстояниях, как английские 30,5-см, — на это давно указывалось сотни раз. Гельголанду пришлось доказать это на деле». Судя по этим словам, Зеештерн неплохо знал исторически сложившиеся особенности германского флота и доказывает необходимость увеличения германского флота, строительства новейших кораблей.

"Шлезвиг-Гольштейн"  Германия  1906г.

44. "Шлезвиг-Гольштейн" Германия 1906г.

Германские броненосцы конца XIX - начала XX века

40. «БРАНДЕНБУРГ» (ГЕРМАНИЯ, 1892г.)
41. «КАЙЗЕР ФРИДРИХ III» (ГЕРМАНИЯ, 1896г.)
42. «ВИТТЕЛЬСБАХ» (ГЕРМАНИЯ, 1900г.)
43. «БРАУНШВЕЙГ» (ГЕРМАНИЯ, 1902г.)

Во-первых, в Германии дольше, чем в других странах, строились броненосцы с размещением орудий главного калибра в казематах. Во-вторых, с самого начала немцы стремились строить серии однотипных броненосцев. В-третьих, наконец, они предпочитали в качестве главной артиллерии устанавливать орудия меньшего калибра — 254-мм, но зато в большем количестве (шесть штук), чем было принято в других странах.

Это стремление поддержать на высоком уровне скорострельность, даже в ущерб мощи отдельного выстрела, остается характерным для германских броненосцев второго периода. Хотя на следующей после «Захсена» (16) серии германских броненосцев типа «Бранденбург» (40) калибр главной артиллерии увеличен до 280-мм, число орудий по-прежнему шесть, что позволяло при медленности заряжания тогдашних пушек вести сравнительно частый огонь. Орудия главного калибра на «Бранденбурге» размещались попарно в трех барбетных установках, причем длина носовых и кормовых орудий — 40 калибров, а средних — 35. Средняя артиллерия — десять 105-мм пушек — устанавливалась на верхней палубе в двух батареях, защищенных 76-мм броней. Вся ватерлиния от носа до кормы защищена 305 — 340-мм броней; компаунд, барбеты и боевая рубка — 305-мм броня. Колпаки башен — 203-мм. Поверх броневого пояса — броневая палуба в 63 мм.

«БРАНДЕНБУРГ» (ГЕРМАНИЯ, 1892)

«КАЙЗЕР ФРИДРИХ III» (ГЕРМАНИЯ, 1896)

40. «БРАНДЕНБУРГ» (ГЕРМАНИЯ, 1892).

41. «КАЙЗЕР ФРИДРИХ III» (ГЕРМАНИЯ, 1896).

«ВИТТЕЛЬСБАХ» (ГЕРМАНИЯ, 1900)

«БРАУНШВЕЙГ» (ГЕРМАНИЯ, 1902)

42. «ВИТТЕЛЬСБАХ» (ГЕРМАНИЯ, 1900).

43. «БРАУНШВЕЙГ» (ГЕРМАНИЯ, 1902).

Этот тип в германском флоте развития не получил, и прототипом для броненосцев второго периода суждено было стать «Кайзеру Фридриху III» (41). В то время когда проектировался этот корабль, появилось мнение, что главной силой броненосца должна быть скорострельная средняя артиллерия. Разместить, как раньше, шесть орудий главного калибра на «Кайзере Фридрихе III» не удалось. И немцы предпочитают пойти на снижение калибра четырех орудий до 240 мм, лишь бы сохранить такую же скорострельность, которую давали шесть 280-мм пушек. За счет такого облегчения главной артиллерии количество орудий средней артиллерии доведено до восемнадцати 150-мм, размещенных в башнях и казематах. При этом артиллерия расположена на броненосцах этого типа так, чтобы можно было развить сильнейший огонь прямо по носу и по корме. В каждом из этих направлений, кроме двух орудий главного калибра, могли стрелять восемь 150-мм пушек.

Бронирование кораблей типа «Кайзер» состояло из пояса по ватерлинии, доходящего только до кормовой башни. Максимальная толщина брони 300 мм, минимальная 100 мм. Башни крупных орудий защищены 250-мм, а других 110-мм броней.

Дальнейшим развитием типа «Кайзер Фридрих III» стали пять броненосцев типа «Виттельсбах» (42), на которых число и калибр орудий такие же, как на «Кайзерах». Но поскольку требование максимально сильного носового и кормового огня отпало, большая часть 150-мм орудий сосредоточилась в броневом каземате. Еще одна особенность броненосцев этого класса — броневой пояс в средней части корабля от башни до башни, расположенный над поясом по ватерлинии.

Следующая серия — пять броненосцев типа «Брауншвейг» (43) — характеризуется переходом на 280-мм орудия главного калибра и 170-мм орудия среднего калибра.

Тип «Шлезвиг-Гольштейн» (44) — повторение предыдущего с той лишь разницей, что от размещения 170-мм орудий в башнях отказались и установили их в казематах, несколько увеличили толщину брони и броневой пояс цитадели протянули от башни до башни.

В течение всего периода Германия придерживалась меньшего, чем Англия и Франция, водоизмещения своих броненосцев. В то время как со стапелей этих стран сходили броненосцы в 15-16 тыс. т, Германия продолжала строить корабли не свыше 13 тыс. т. И эта приверженность к средним водоизмещениям не случайна. Размер германских кораблей должен был быть таким, чтобы они могли проходить через Кильский канал. Дальнейший рост водоизмещения германских линкоров требовал выполнения огромного объема строительных работ, связанных с расширением канала и перестройкой шлюзов. Необходимость этих затрат сдерживала пыл адмиралов, и должны были произойти эпохальные для кораблестроения события 1905-1906 годов, чтобы после двухгодового мешкания Германия решилась приступить к постройке кораблей большего водоизмещения и к модернизации Кильского канала...



Вернуться в РАЗДЕЛ "БРОНЕНОСЦЫ и ЛИНКОРЫ"

Вернуться в МОРСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА







Хостинг от uCoz